Теория “инфляционной Вселенной”


В процессе изучения Вселенной нередко оказываются необыкновенные объекты и явления, которые продолжительное время не получают удовлетворительного объяснения с точки зрения существующих фундаментальных физических теорий. К подобным ситуациям может быть три подхода.

Так, например, явления, которые не укладываются в границе известных физических закономерностей, можно принять за такие, что не подчиненные естественным закономерностям вообще, т.е. за сверхъестественные. Это наипроще «решение» проблемы, которые не нуждается в ни доказательств, ни каких-то дальнейших исследований. Именно из этих позиций религиозные теоретики стараются толковать необыкновенные явления, которые еще не нашли довольно полного объяснения в современной физике, в частности и явления космические, как свидетельство ограниченных возможностей науки и божественной сути естественных процесів.

Однако наука не признает подобных подходов, ее многовековой опыт убедительно свидетельствует о том, что любое, даже найзагадковіше явление, конец концом получает естественное объяснение.

Второй путь заключается в том, чтобы, несмотря на трудности и неудачи, стремиться к сведению необыкновенных явлений к уже существующему знанию.

Понятно, что анализ любых новых фактов, тем более необыкновенных, с точки зрения общепринятых фундаментальных физических теорий не только желательный, а и абсолютно необходимый. Тем не менее, с другой стороны, это отнюдь не исключает правомерности попыток обобщения этих теорий, поскольку может оказаться, что факты, о которых идет речь, лежат вне границ их применения. Можно привести немало примеров из истории природоведения, когда подобные обобщения оказывались не только абсолютно необходимыми, а и большой мерой плодотворными.

Тем более нельзя согласиться с утверждением, которые его выдвигают некоторые ученые на Западе, будто бы физическая наука по сути «завершилась». По их мнению, все разнообразие существующих в природе физических условий, явлений и объектов может быть сведенное к конечному количеству фундаментальных законов, и эти физические законы, которые руководят движением материи во Вселенной (за исключением лишь закономерностей явлений, которые происходят в ультранебольших участках и за очень больших плотностей), к нынешнему времени уже открыто и изучено, и любое только что выявленное явление безусловно можно описать с помощью этих законів.

Тем не менее такая точка зрения не имеет под собой никаких оснований. Еще в начале этого века В. И. Ленин, анализируя новейшие физические открытия того времени, подчеркивал, что «электрон есть так же неисчерпаемый, как и атом, природа бесконечная...» 1. Так же бесконечный и процесс познания материального мира, который окружает нас. Наши знания о нем становятся все более глибшими и разносторонними, никогда не достигая границы.

С признанием бесконечного разнообразия материального мира связанный третий подход к изучени-необыкновенным явлениям, который допускал возможность того, что эти явления лежат за пределами применимости существующих фундаментальных физических теорий, и для их объяснения понадобится разработка новых, загальніших теорий. Но это случается сравнительно редко - в большинстве случаев новые факты рано или поздно находят объяснение в пределах существующих знаний. И все же в процессе научного исследования время от времени обязательно будут встречаться и такие факты, которые будут требовать выхода за границы обычных теорий.Итак, то обстоятельство, что наука, «прорываясь» в новые зоны исследования, обнаруживает необыкновенные «странные», «удивительные» с точки зрения существующих взглядов явления, никакой мерой не опровергает наших диалектико-материалистических представлений об окружающем миру. Наоборот, подобные открытия являются наглядным подтверждением одного из основоположных принципов диалектического материализма - о бесконечном разнообразии и качественной неисчерпаемости материального мира.

Как мы знаем, в учении М. Коперника утверждалось, что центром нашей планетной системы есть не Земля, а Солнце, и этим было причинен сокрушительный удар по церковно-религиозным представлением о мироздании. Это кардинальное изменение астрономической картины мира представляло содержание локальной революции - первой революции в астрономии.

Однако этим содержание научной революции Коперника не исчерпывается. Учение Коперника утвердило новый чрезвычайно важный методологический принцип: мир может быть не таким, которым мы его непосредственно наблюдаем, и задача науки заключается в том, чтобы познать настоящую сущность явлений, скрытую за их внешней видимостью. Этот принцип определил совсем новое видение мира, коренным чином изменил характер научной деятельности и пруд тем методологическим фундаментом, на который опиралось все дальнейшее развитие природоведения. Тем самым революция Коперника в астрономии переросшая в глобальную революцию в природоведении.

На рубеже XIX и XX веков состоялась большая революция в физике, которая ознаменовалась созданием принципиально новых фундаментальных физических теорий - квантовой механики и теории относительности. Эта революция развернулась именно тогда, когда классическая картина мировых явлений, построенная на основе физики Ньютона с ее железной связью причин и следствий, казалась почти полностью завершенной и способной объяснить любые явления.





Вернуться назад