Теория “инфляционной Вселенной”


Тем не менее развитие физики показало невозможность подобных представлений. Выяснилось, что механические явления - это лишь отдельный, предельный случай намного более сложных процессов, которые подчиняются совсем другим законам. Классическая механика оказалась предельным случаем теории относительности ары скоростях, значительно меньше скорости света, и не весьма больших массах. Это была локальная революция в физике. Но она принесла с собой не только новые загальніші теории, а и вызвала просмотр многих обычных представлений, которые имеют первостепенное мировоззренческое и методологическое значения.

Целый ряд положений классической физики, которые к определенному времени служили настолько хорошо, что они начали казаться" «абсолютными», испытали полного краха. Этот крах вызвал во многих природодослідників большую растерянность, набрал в их глазах характера общей катастрофы науки вообще. Если наши знания о материи, розмірковували они, знание, которыми прекрасно пользовались на протяжении веков, вдруг оказались несостоятельными, если даже найфундаментальніші представления о природе подвергаются кардинальному просмотру, то из этого явствует, что никакой материи не существует, а существуют лишь наши представления о ней.

В XX веке состоялась вторая революция в астрономии. В начале века и сама Вселенная, и небесные тела, которые его населяют, за редкими исключениями казались почти неизменными, стационарными; считалось, что космические объекты эволюционируют чрезвычайно медленно, плавно, постепенно переходя от одного стационарного стана к другому стационарному стану.

Однако XX век внес в эти представления кардинальные изменения. Прежде всего оказалось, что мы живем в .нестационарной Вселенной, которая расширяется. Потом были открытые многочисленные локальные нестационарные явления, которые сопровождались выделением колоссальной энергии, мощными взрывными процессами. Стало ясно, что не только Вселенная как целое изменяется со временем, и его прошлое нетождественное его современному стану, а и буквально на всех уровнях существования материи идут нестационарные процессы, происходят качественные преобразования материи, глубокие качественные прыжки.

Соответственно этому изменилась и главная задача современной астрофизики: она превратилась на эволюционную науку, которая изучает закономерности происхождения и развития космических об'єктів.

Таким образом, астрономические открытия XX век принесли с собой совсем новое видение астрономического мира: на смену картине неизменной, стационарной Вселенной пришла картина еволюціонуючого Вселенной - не только такого, что расширяется, а и буквально «взрывается». Это обстоятельство дает все основания рассматривать совокупность открытий в области изучения Вселенной, сделанных

в нашем столетии, а также супутну им радикальную перестройку системы знаний о Вселенной как очередную революцию в астрономии.

Новая революция в астрономии вошла как чрезвычайно важная составная часть в научно-техническую революцию, которая развернулась во второй половине этого столетия и охватила почти все области современной науки и их практическое применение.Главным итогом этой революции можно считать новый взгляд на сущность познавательной деятельности человека, понимание того, что процесс научного познания «ветку является объектным-субъект-объектным взаимодействием. Материальный мир осанок перед нами как сфера приложения практической деятельности людей.

Этот вывод имеет колоссальное методологическое и философское значения, он также чрезвычайно важный для организации всей практической познавательной деятельности современного человечества.

Методические соображения. Как мы уже неоднократно отмечали, бушующий прогресс природоведения заставил защитников религии изменить отношение к науке. Учитывая, что в наши дни вступать в спор с природоведением в конкретных вопросах мироздания без толку и бесперспективно, современные богословы изменили тактику. Вместо того, чтобы нападать на науку, они стремятся толковать научные данные в пользу религиозных представлений, не останавливаясь при этом перед прямой фальсификацией науки. В частности, они стараются отождествить крах классической картины мира с крахом материалистического мировоззрения, твердя, что новая физика будто бы уже одним своим появлением свидетельствует в пользу религиозных представлений. В частности, для этого широко используется развитие новой, «неклассической» физики XX век.

«Физика ведет нас к ворота религии»,- заявлял католический єпископ О. Шпюльбек. Приблизительно то самое твердил в одном из своих произведений с богослів'я архієпископ Лука, работы которого достали официальное одобрение Русской православной церкви. По его мнению, наибольшие научные открытия начала XX век расшатали материалистические основания природоведения и заставили пересмотреть в пользу идеализма (а значит, и религии) основные положения физики и математики '.





Вернуться назад