Авиация в годы Второй мировой войны


В ночь на 22 июля состоялся первый массированный налет гитлеровской авиации на Москву. К столице прорвались лишь одиночные самолеты, которые сняли фугасные и зажигательные бомбы. Через сутки начался второй массированный налет. Теперь бомбардировщики прорывались сквозь зенитные и истребительные заслоны не группами у десятки машин, а поодиночке и мелкими подразделами. С 22 июля по 15 августа первого года войны «Люфтваффе» провели 18 ночных налетов на Москву: 8 раз при участии 120-200 бомбардировщиков и 10 - в составе 50-80 машин. Потери что нападали составили 200 самолетов. О том, чтобы «уравнять с землей» советскую столицу, не могло быть и языка. Воздушное наступление на Москву захлебнулось.Отбивать атаки фашистских бомбовозов истребителям ПВО помогала ночная авиационная группа ВВС. Бомбардировщики имитировали налеты на ошибочные цели, отвлекая тем самым вражеские самолеты от целей искренних. Действуя вместе с истребителями, СБ и Пе-2 играли роль летающих прожекторных установок: на крыльях машин установили компактные, но могущественные прожекторы. Поймав врага световым лучом, пилоты СБ и Пе-2 разрешали истребителям уничтожать самолеты неприятеля. Наносили наши бомбардировщики и соответствующие удары. Дальнебомбардировочная авиация (ДБА) действовала по аэродромам, из которых немцы летали на Москву. На западном направлении ДБА сделала в первые три месяца войны 11 186 самолето-вылетов, 9 процентов которых составили удары по аеродромах.

В ходе войны наша авиация пополнилась пикирующим бомбардировщиком Ту-2. Машина долго ждала своего часа: впервые опытный экземпляр стартовал в начале 1941 года. И хотя испытания проявили отличные летные и боевые данные машины, выпуск пикировщиков начался только в апреле, когда три главные машины передали ВВС для военных испытаний. Раньше через трудностей, связанных с массовой эвакуацией авиапромышленности восточнее, было тяжело наладить одновременный выпуск Пе-2 и Ту-2. В сентябре 1942 года нивки Ту-2 начало боевую службу на Калининском фронте. Через год началось крупносерийное производство этих машин.

Ту-2 пришлось освоить несколько фронтовых «профессий». Вооруженный фотокамерами, он (получив наименование Ту-2Г) использовался для воздушной разведки. Внешняя подвеска торпед превращала его в торпедоносец Ту-2Т, а установка носовой пушки калибра 37 или 45 мм разрешала Ту-2Ш «гладить» передний край неприятеля. Постоянная работа конструкторского бюро сделала Ту-2 родоначальником большого семейства машин, созданных на его основе. В годы войны был создан далекий бомбардировщик Ту-2Д. После победы стартовали опытные самолеты Ту-6, Ту-8, Ту-10 и учебно-тренировочный УТБ, созданный конструкторским бюро П. Сухого для обучения экипажам Ту-2.

Штурмовики

Потребности фронта в Мировую войну определялись не сотнями и тысячами штук стрелецкого оружия, бронетанкового техники, самолетов, а миллионами и десятками тысяч. Вот лишь несколько цифр: из заводских цехов вышло 11 427 Пе-2, свыше 21 тыс. Як -9 и Як -3 и более 15 тыс. Ла-5 и Ла-7, около 7 тыс. ДБ-3 и Мул-4, 12 726 «Летающих крепостей» В-17, 15 тыс. «Мустангов», 19 тыс. «Либерейторов», 20 тыс. Фокке-Вульфов FW-190. Но даже на фоне этой впечатляющей статистики абсолютным рекордсменом выглядит знаменитый штурмовик Мул-2, «размноженный» в 36 163 экземплярах!

К началу Великой Отечественной войны был готов для Мул-2 еще один составленный «элемент» - авиационная пушка ВЯ конструкции А. Волкова и С. Ярцева. 23-мм орудие взвешивало 66 кг и при скорострельности 600 вистр./г 200-прибавляло граммовому снаряду начальную скорость в 900 м/с. Сравните эти данные с технической характеристикой немецких авиапушек MG-151 и МК-101, что составляли вооружение Хенкеля-129, фашистского истребителя танцев: 20-мм MG-151 взвешивала 42 кг. 90-граммовие снаряды - вдвое легче, чем в ВЯ,- выкидались пушкой со скоростью всего 780 м/сек. Скорострельность - 700 вистр./г. МК-101 калибром 37 мм «тянула» на добрые 150 кг и выпускала 200 снарядов в минуту, которые взвешивали по 330 г.

С 1943 года ильюшинский штурмовик перевооружили. Вместо двух крильевих пушек ВЯ Мул-2 оснастили 37-двумя мм подкрильевими орудиями НС-37 (конструкторы А. Нудельман, А. Суранов, Г. Жирных, Э. Неменов, С. Лунин, М. Бундин). При такому же, как у немецкой пушки МК-101, весу НС-37 735-стреляла граммовими снарядами. Ни одно авиационное орудие такого калибра, которое составлялось на вооружении вражеской и союзной авиации, не приблизилось по своим параметрам к советскому. Отлично защищенный от огня из земли и от нападения сверху - атаки истребителей отбивал стрелец за летчиком - штурмовик быстро стал незаменимым самолетом авиационной поддержки войск. Или вылетали даже в самую непогоду, когда бомбардировщики оставались на аэродроме. Штурмовики взяли на себя основной вес авиационной помощи наземным войскам во время Сталинградской операции.

Учтя этот опыт, советское командование заранее рассчитывало на штурмовые авиаполки и при подготовке битвы на Курской дуге. В том же 1943 года каждый третий самолет, выпущенный нашей авиапромышленностью, был Мул-2. ДО 1944 года их частица в советской боевой авиации выросшая до 30%, в то время как бомбардировщики составляли 25%.

На заключительном этапе войны наши летчики получили новый ильюшинский штурмовик Мул-10. Цельнометаллический самолет, владея огневой и бомбовой мощью своего предшественника, летал со скоростью 550 км/ч. Вместе с новым самолетом наша промышленность выпустила более 40 тыс. грозных ильюшинских штурмовиков.В ходе войны КБ П. Сухого создало штурмовик Су-6. И хотя Су-6 превосходили Ил-2 по скорости полета и мощности вооружения (500 км/ч, Н=3800 г; 37-мм пушки, 12, 7-мм пулемет УБТ для защиты задней полусферы), преимущество отдалили ильюшинскому штурмовику: Мул-2 уже выпускали большими сериями.





Вернуться назад