ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕСТАВРАЦИИ И СОХРАНЕНИИ ПАМЯТНИКОВ ДРЕВНЕРУССКОЙ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ


Рис.1 Результата обмериваний

От этого живописного ансамбля церкви св. Георгия Хии ст. в Старой Ладоге сохранилось порядка 20% площади древнейших фресок, однако расположенных настолько изобразило, что открылась реальная возможность графической реконструкции многих площин.

Рис. 2 Построение в одном из пакетов трехмерного моделирования

(По результатам обмериваний).

Основная цель - исследование возможностей компьютерных графических пакетов и создание при необходимости специальных программ. Применение их на практике направленной на сохранение древнерусской архитектуры и монументальной живописи.

Компьютерная реконструкция предоставляет возможность посмотреть не только на сам памятник, но разрешает получить практически любые сведения, связанные с этим памятником, оставленные людьми на протяжении всего времени.

Древнерусское искусство выработало свой стиль, свой творческий метод. Это символ - определенным чином благоустроенный образ, который практикой поколений закреплялся каноном.

Рис.3. Сохраненные живописные участки фресок церкви св. Георгия

(Восточная стена)

Понятие канона содержит в себе канон пропорций, цветовой и композиционный каноны. С их помощью довольно жестко закреплялись в сознании символические значения. Отсюда идет фиксированность цвета, света и т.д.

Древнерусские художники применяли в стенной живописи преимущественно естественные земляные и минеральные цветистые вещества, который разрешает, при электронной реконструкции, довольно точно работать с кольором.

В данное время фрески потеряли свой первоначальный цвет. Временами штукатурка отсталая, или известковая побелка отрицательно откликнулись на верхнем цветном пласте.

После расчистки колористична гамма фресок выцветает. Компьютерная реконструкция разрешает достичь нужной насыщенности цвета.

Опирая на полученные результаты можно избегнуть многих ошибок в реставрации и сохранении монументальной древнерусской живописи.

Результаты проведенных исследований могут найти дальнейшее применение:

как научно-методический материал, который обосновывается это направление для решения задач реставрации;

для обоснования дальнейших научных исследований;

в развитии новых форм подачи информации.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы разрешат использовать алгоритм реконструкции и моделирование монументальной древнерусской живописи, а также расширяет арсенал традиционных приемов и средств реставрации. При этом метод актуальный как для практической, так и педагогической деятельности.

Рис.4. Графическая реконструкция фресок

Основные положения проходят практическую проверку в реставрационных мастерских Эрмитажа, на кафедре реставрации СПГХПА, в музее-заповеднике Старая Ладога.





Вернуться назад