ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕСТАВРАЦИИ И СОХРАНЕНИИ ПАМЯТНИКОВ ДРЕВНЕРУССКОЙ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ


Реставрации и реконструкция насыщена не только открытиями, блестящими достижениями, но и печальными ошибками. Сегодня особенно остро стоит вопрос о сохранении и возрождении памятников культуры.

Памятники культуры подлежат реставрации и возвращению к нам в виде оригиналов, копий, аналогов. Наличие высококачественных “цифровых” изображений разрешает восстановить утерянные фрагменты или памятник в целом.

Создание информационного банка помогает понять и ощутить условия, когда создавался тот или другой памятник архитектуры, историческая застройка, ощутить связь времен, воссоздать утраченное, восстановить отсутствуют данные по каждому памятнику, дополнить имеющиеся традиционные базы данных по искусству.

Доступ к информации (развернутое научное описание, изображение предмета с деталями и фрагментами, надписями, подписями и др., двухмерная или трехмерная модель), вне зависимости от того, где сохраняется эта информация. Глобальная сеть предоставляет неограниченные возможности для анализа культурных явлений прошлого.

Основные задачи реставрации и реконструкции довольно известные, и качество их решения зависит от многих факторов. В числе первых в списке стоит также необходимость освоения новых технологий, знание которых расширяет существующие приемы дополняют и обогащает их.

Использование компьютера, как могущественного инструмента реставратора, разрешает осуществить принцип “не навреди” относительно произведения искусства в полном объеме.

Естественное старение материалов, к сожалению, приводит к тому, что фрески выцветают, а стены разрушаются. Многочисленные причины, такие как безжалостное время, стихийные бедствия, войны, диктат власти, ошибки реставраторов приводят часто к значительным изменениям, или к полному уничтожению произведений искусства. На памятниках искусства столетиями накапливаются разного рода наслоения, дополнение и переработки. Наибольшим изменениям подверглись произведения средневековой живописи, много кто с который за столетие своего существования превратились в живописные наслоения разных епох.

2. Методика и практическая сторона реставрации

архитектурных сооружений с помощью электронных технологий

Предлагаемая методика разрешает найти компромиссное решение в споре о реконструкции предмету или его реставрации, так как вся предыдущая работа ведется только с электронной копией.

Пока еще не сложилась сколько-нибудь стройная концепция, которая раскрывает проблему использования достижений науки искусством, также чрезвычайно тяжело найти и определить ту грань, где инструментом деятельности может и должен стать комп'ютер.

Для демонстрации возможности создания высоко реалистической компьютерной модели была избрана церковь св. Георгия на Старой Ладоге. Выбор был обусловлен следующими причинами:

архитектура церкви имеет огромное историко-художественное значение в истории мирового искусства; архитектурный ансамбль имеет интересное объемно-пространственное решение;

архитектурный ансамбль имеет выразительный ландшафт и живописное окружение;

материалы по Старой Ладоге есть в достаточном количестве и сравнительно легкодоступные для использования их при создании компьютерной модели;

Старая Ладога всем хорошо известная и оценка достоверности созданной компьютерной модели не вызывает больших проблем.

Язык не идет о вторжении подклеенных в целое живописных участков фресок на стены храма: задача реконструкции ансамбля или его участков решается исключительно в графических схемах.





Вернуться назад