Архитектурное проектирование в рамках системы «среда-человек» (за В.Л.Антоновым)


- световые отношения (свет - тень).

Архитектура и искусство в целом во все эпохи оперировали этим пространственно-световым языком. Так, в социально прогрессивных обществах, где человек выступал в гармонии с миром, внешнее необъятное постигалось путем введения промежуточных пространств, сравнимых с человеком (классическая Эллада, раннее Возрождение, лучшие образцы современной архитектуры) [23]. Выражение ничтожества человека или трагедии, которая ее постигла, т.е. некоммуникабельности человека и мира, происходит через шоковое столкновенье человека с гигантскими пространствами (комплекс в Гизе, Имперская канцелярия в Берлине, технократични мотивы Сааринена или, в плане трагедийной метафоры, мемориалы в Хате и Саласпилси).

Так же создавался “пространство трагедии” в произведениях искусств: от гомеривськой “Одиссей” к кафкинського “Процесса”, фильмов “Неотправленное письмо” М.Калатозова, “Конформист” Д.Берталуччи, “Молчание” И.Бергмана. Г.Козинцев в фильме “Король Лир” поднимал комфортную дистанцию между людьми в сцене “Распределение королевства” и тем кардинально изменял расположение духа: от благодушия до непринятия.

Ряд стойких метафор создают световые структуры:

- ощущение оптимизма или пессимизма меняются в зависимости от преимущества света или тени, степени плотности (прозрачности) теней или яркости света (так, на разные метафоры “работают” контрастные тени древнеегипетской архитектуры и нюансни соединение света и тени в архитектуре классических Афин);

- переход от покоя до тревоги происходит от ощущения стойкости или шаткости бытия, которое зависит от степени расчлененности света и тени (так, большие поверхности света и тени в Воспитательном дому Ф.Брунеллески изменяются стенами, испещренными отблесками, в палаццо позднего Возрождения; залитую светом “Сикстинскую мадонну” Рафаэля сменяет его же фреска “Вывод св. Петра из темницы”, где отблески прорываются из тьмы; светлый пейзаж, который наснився Свидригайлову, возникает рядом с испещренным молниями небом и темной каморкой перед его самоубийством в романе Ф.Достоевского „злочин и наказание”; в и Франко в рассказе „рипник”, наоборот, вспышки в мороке ночи передуют светлой финальной кульминации как метафоре духовного очищения героя;- отношение человека к миру изменяется в зависимости от поглощающей световой интеграции или четкого расчленения светового потока. Так, готическим соборам с «непостижимым» излучением и капеллы в Роншани с шаткими тенями противопоставленные палаццо раннего Возрождения с упорядоченными световыми отношениями.

Но эти качества пространства и света как архитектурного ЯЗЫКА (рус. языка), есть, аналогично вербальному языку, лишь статической основой в информационном процессе. Так же, как вербальная информация, архитектурная информация реализуется при сочленении языковых фрагментов во временное развертывание - РЕЧЬ (рус. речи).

Влияние пространства и света зависит от ритмов их сочленений во временном ряде. Человек ощущает эти изменения в процессе своего движения. Если эти внешние ритмы совпадают с ритмом дыхания человека, она ощущает гармонию со средой; при расхождении возникает ощущение дискомфорта.

Этот информационный временной процесс определяется лингвистикой как “синтагматический”, а теорией информации - как “развертывание сообщений”. “Развертывание” основанные на “способности приемника угадывать... исходя из переданных элементов, который элемент сообщения пойдет дальше” [24, 25]. На первому равные экстраполяции - физиологическому, “перцептивному” - срабатывает мгновенная, т.н. оперативная память: “послесвечение” (продолжение действия) ежеминутных восприятий. Оно основано на сохранении “следа от предыдущего раздражения (зрачка) в виде так называемого последовательного образа... При следующем влиянии на глаз нового раздражителя глаз будет реагировать уже не так, как ...будто предыдущей затраты светочувствительного вещества не было” [26].

Психофизиология определяет такое “развертывание” понятием “апперцепция” - зависимостью каждого отдельного восприятия от предыдущего и следующего.

С этими пространственно-временными категориями неразрывно связанный эффект катарсиса. Он возникает при преодолении препятствий; как утверждал Гераклит, - при переходе от тьмы до света. Многочисленные трактования катарсиса объединяет то, что в каждом из них присутствует присутствующим “преодоление”, развернутый во времени и просторные. Процесс „подолання” состоит из нарастание впечатлений, которые определенной мытые будто “спотыкается” об порога, - у человека “стесняют дыхание”, - и потом наступает “выдох” - физиологическая основа “морального очищения”, называемого катарсисом.





Вернуться назад