Архитектурное проектирование в рамках системы «среда-человек» (за В.Л.Антоновым)

Главная - Архитектура - Архитектурное проектирование в рамках системы «среда-человек» (за В.Л.Антоновым)

В науке понятия языка и речь (рус. - языка и речи) появляются как средство контакта автора и адресата (в архитектуре этот контакт осуществляется через архитектурный объект).

Архитектурные формы, которые наделены языковой функцией, должны иметь следующие качества:

- удовлетворять нужды материальной основы: организации городской деятельности;

- вызвать наиболее сильную эмоциональную реакцию в воспринимающего человека (адресата);

- владеть временной и масштабной стойкостью: сохранять функции языка для любых эпох, масштабов среды, проведениях работ, материалах, стилях, модах, вкусах и т.д.

Как известно, в архитектуре выделяют три формы: пространственную, объемную и цветовую, причем видной ролью наделяют две первый. Именно они берутся в основу языковых приоритетив.

Наука многих эпох выделяла как определяющие пространственно-временные параметры. Идеи “вдохновенности” пространств, их “вибрации” и дыхания проходят от Аристотеля до Ейнштейна как обязательная черта “всех ощущений любой модальности, интенсивности, продолжительности” [18]. Человек оценивает их по сравнению с “своими пространственными признаками” и отбрасывает при невозможности таких сравнений (как это часто происходит в районах массовой застройки). Наука о пространстве проксемика распространяет влияние пространств на социальное обращение людей и констатирует национальные расхождения в ощущении пространственных дистанций и координат. Существует и зависимость между дистанцией обзора, ощущением глубины и света [19].Не меньшую роль играет свет. Во-первых, попадаясь на контур зрачка, оно вызывает “корневой толчок”, что усиливает реальные контрасты; возникает то, что в искусстве принято называть “обратным эффектом”. Во-вторых, в зависимости от световой развитости, сигналы проникают на разную глубину в кори главного мозга; а более глубокое проникновение вызывает более глубокую эмоциональную реакцию [20].

Пространство и свет имеют глубинные, архетипични основы, образно отраженные в мифопоетици. Так, мифопоетична модель античного космоса представляется в виде яйца, пространственно расчлененного по вертикалу на три составные части: верхнюю - небо (Уран) и нижнюю - землю (Гею), разделенную на мир людей и мир подземный (Тартар). Небо воображалось оболочкой, наполненной светом; земля - покрытой тенью поверхностью; подземелье представляет погруженную в тьму бездну. Туда, за Гесиодом, спускаются “корни земли и моря”.

Мифологическое понимание внутреннего просторную как просторную затененного, такого что находится в тени от покрытия, „даху”, мифопоетичне мышление распространяет на весь интерьер, который окультуривается: дома, города или государства. Такое универсальное понятие крыши выходит из древнейших представлений, о которых писал еще Ксенофонт, утверждая, что человека от дикого животных отличает наличие крыши над главой [21]. Таким образом, космос и дом представляют один образ - внутреннее, затененное культурное пространство, закрытое от внешних влияний. Но эта закрытость не абсолютная. Кульминационным узлом, который доминирует во внутреннем, закрытом пространстве, есть светлый центр, середина - фрагмент внешнего мира, впущений в середину.

Мифопоетика соотносит свет и тьму с представлениями о жизни и смерти. Тьма-смерть семантически близкая воде, пространственному сжатию, низа, античному хаосу. Но эта смерть не абсолютная: она оказывается основой будущего рождения свет^-свету-жизни-света.

Такое же пространственно-световое единство мы видим в архитектуре. Так, у архитектора итальянского Возрождения Альберте композиционная середина виллы - атриум или “лоно” обязательно сочленяет открытый свет солнца и тень от портика или крыши [22], а у современного японского архитектора Андо свет после тьмы вспыхивает в финальной кульминации.

Таким образом, свет и тьма выступают как глубинная, мифологическая основа архитектурного языка. Они неотрывные от пространственных параметров и в совокупности обозначают мифопоетични связи внутреннего и внешнего; в сдаче сдач - человека и мира.

Итак, к АРХИТЕКТУРНОМУ ЯЗЫКУ относятся два компонента среды:

- пространственная дистанция (пространственные параметры) ;