Архитектура ХиХ-ХХ столетий


Украина провозгласила государственную независимость, настали новейшие времена духовного и культурного возрождения, утверждение и развития современного демократического Украинского государства. В 1992 г. архитектурной элитой Киева возрождается Украинская академия архитектуры, пришло оживление и в архитектурно-строительную деятельность, шире вводятся архитектурные конкурсы, ведутся активные поиски прогрессивных путей развития современной украинской архитектуры. Начали активно восстанавливать памятники архитектуры отечественного наследства.

Язык современной архитектуры все чаще становится интернациональной, плюралистической за творческим направлением, вместе с тем значащую роль сыграют новые творческие поиски прогрессивных направлений, концепций, принципов и приемов решения формы и содержания в архитектуре. Получают новое решение масштабные градостроительные комплексы. Современные высокие технологии предоставляют неограниченные возможности для поисков ноу-хау в развитии новейшей украинской архитектуры. В творчестве киевской генерации украинских архитекторов все чаще встречаем проявления постмодерну и других стилевых поисков, как отражение глобализации современного мирового архитектурного процесса. При этом в строениях такого стилевого направления удачно используются новые конструктивные и художественно-пластические возможности как традиционных строительных материалов, так и новых современных - легкие металопластикови конструкции, изысканные отделочные материалы (отель «Крещатик», арх. Л.Филенко; деловой комплекс «Зовнишекспосервис», архитектор О.Донец и др.; банк «Украина», архитектор С.Бабушкин и др.; офисный центр «Донбасс^-Донбасс-киев-донбасс», архитектор В.Жежерин и др.; готельно-офисний центр «Восточный горизонт», арх. О.Комаровський, комплекс «Ексимбанк», архитектор И.Скважина и др.) и много других новейших строений. В названных объектах можно отметить разнообразные проявления современной эстетики, поиски авторской архитектурной своеобразности, старание учесть существующую историко-культурную среду, по-новому решить архитектуру спроектированных зданий. Но воднораз иногда погоня за «новым» приводит к появлению в исторической застройке «модной» эрзац-архитектуры - вчерашних дней современного западного истеблишмента. Хотелось бы заметить, что только те архитектурные произведения, которые являются высокими творческими достижениями национальной культуры, становятся достоянием прогрессивного мирового архитектурного процесса.Итак, в архитектуре XIX ст. преобладал в основному стиль кла-сицизму. Национальная своеобразность украинского классицизма оказалась в сохранении цветной гаммы сооружений, типичной для бароко (голубой с белым и золотым). В стиле классицизма сводятся жилые дома, административные учреждения, образовательные заклад. На 30-те- 40-ви года XIX ст. приходится строительство университета в Киеве (арх. В. Беретти), театров в Киеве, Одессе, Полтаве.

В середине XIX ст. архитектуру Львова дополняют общественные сооружения стиля классицизма, в частности Украинский драматический театр им. М. Заньковецькой (арх. Л. Пихаль, И. Зальцман), Политехнический институт (арх. Ю. Захаревич), Научная библиотека по ул. В. Стефаника, так называемый Ос-солинеум (арх. Г. Побиле и Ю. Бем).

В архитектуре второй половины XIX ст. теряется стилевое единство. Это обусловлено быстрыми темпами роста городов, большими масштабами их застройки.

Однако и в архитектуре этого периода есть ценные достижения, выполненные в стиле неоклассицизма и "венского бароко". В этом стили сооружены дом Галичского сейма в Льве (арх. И. Гохбергер). В этом дому теперь размещенный университет им. И. Франко. К образцам этого стиля принадлежат такие сооружения Львова: Музей этнографии и художественных промыслов (арх. Ю. Захаревич), дом железнодорожного вокзала (арх. В. Садливський).

При застройке Киева доминирует стиль "французского возрождения". В таком стиле сооружено Украинский драматический театр им. И. Франко (арх. Г. Шлейфер, Е. Братман), национальный оперный театр (арх. В. Шретер).

В конце XIX - начала XX ст. в украинской архитектуре происходит становление нового направления, которое достало название стиля модерн.

В стиле модерн построенные первый в Украине крытый рынок (Бесарабський) в Киеве (арх. Г. Роща), городская железнодорожная станция (арх. О. Вербицький), собственный дом знаменитого киевского архитектора В. Городецкого.

В современных условиях реконструкции мист чрезвычайно остро возникает проблема гармонического объединения новой архитектуры и существующей архитектурную-историко-архитектурной среды. Ведь архитектура как большой идентификатор национальной самобытности и региональной своеобразности отображает художественное мироощущение, ментальнисть, культуру и бытие украинского народа на всех ступенях его исторического развития. Наш славный Киев - казна шедевров отечественного историко-культурного наследства и одновременно современный динамический город, который активно развивается. Каждая эпоха вносит свои особенности в его развитие, и этот процесс беспрерывный. Хотелось бы, чтобы меньше вносилось отрицательных черт в современный образ нашей столицы. Это важная культурно-экологическая проблема архитектуры настоящего - гармонизации новой застройки города с уникальными естественными ландшафтами и драгоценными памятками отечественного историко-архитектурного наследства.





Вернуться назад