Архитектура ХиХ-ХХ столетий


В найновиших временах по войне и революции наибольшего распространения приобретает западноевропейское направление конструктивизма, который основан на принципе функционализма - приспособление каждой части своему практическому назначению, полнейшего устранения декоративных украшений и ненужных додаткив.

Конструктивизм широко послуговуеться железобетонными конструкциями, стеклом и другими новыми строительными материалами, имеет смысл для больших элементарных геометрических масс, легких широко закроенных перекрить, больших тучных площадей, террасных композиций, плоской крыши. К лучшим строениям конструктивного направления принадлежат електровня в Киеве, суконная фабрика в Кременчуге, дома Днипрельстану, дом кассы больных в Льве и огромный комплекс строений «Держтресту» в Харькове.

В конце ХиХ ст. и в первой половине ХХ ст., чрезвычайно интересными есть поиски национальной своеобразности и формирование украинского архитектурного стиля в творчестве В.Кричевського, П.Альошина, А.Максимова, Д.Дяченка, О.Вербицького, их единомышленников и последователей. Так, В.Кричевський и его последователи активно развивали стилистические черты своеобразности украинского модерную, а П.Альошин, Д.Дяченко и другие усматривали истоки национального стиля в традициях украинского бароко. О. Вербицький активно разрабатывал рационалистические тенденции в украинской архитектуре.

Поиски национальной своеобразности в украинской архитектуре и использование национальных традиций не прекращались и после установления диктатуры и долголетнего существования советской тоталитарной системы и партийно-государственного контроля за творческой деятельностью художников. В 20- 30-те года заметного развития приобретают новацию конструктивистов (комплекс Держпрому в г. Харькове, архитекторы: С.Серафимов, С.Портной, М.Фельгер; Днепрогэс, архитекторы: В.Веснин, М.Колли и др.).

Но этот прогрессивный архитектурный процесс был приостановлен правящей диктатурой, и в 1932 г., с организацией единого Союза архитекторов, было провозглашено единый творческий метод - метод социалистического реализма и тотальной ориентации на классику. Начинает активная политизация архитектурной деятельности и формирование архитектуры тоталитарного режима с его порываниями к гигантомании и бутафорской помпезности архитектурных форм, которые должны были воплощать «расцвет» и т.п. Это особенно далось взнаки при организации конкурсов 1935 г. на проектирование Правительственного центра в исторической зоне г. Киева. После трех конкурсов к строительству был рекомендован проект архитектора П. Лангбарда, и в 1936-1938 гг. одна из сооружений комплекса, дом ЦК КП(б)В (ныне Министерство иностранных дел Украины), была построенная. Вследствие этих работ был разрушен шедевр отечественной архитектуры - Михайловский Златоверхий собор, ныне отстроенный.

А сколько было уничтожено в те времена памяток сакральной архитектуры и отечественных деятелей истории, культуры и литературы?! Это тема для отдельного исследования. Резкая критика новостройки Правительственного центра прекратила дальнейшее строительство в этой святой историко-заповедной зоне Киева. В те же года сооружается дом НКВС (ныне Кабинет министров Украины), архитектора И.Фомина. В 1939 г. рядом с Мариинским дворцом - памяткой архитектуры XVIII ст. (архитектор В. Растрелли) за проектом молодого талантливого киевского архитектора В. Заболотного строится масштабный дом Верховной Рады УССР. Простые и сдержанные формы дома, светлый цвет стен органически объединенные с колористикою интерьеров помещений, в которых удачно использованная украинская народная полихромия.После Второй мировой войны национально-самобытные ретроспекции отразились в архитектурной деятельности периода послевоенного восстановления городов и сел Украины. Особенно это мало значительное влияние на грандиозное восстановление главной улицы нашей столицы - Крещатика, величественного градостроительного ансамбля того времени (архитекторы: О.Власов, А.Добровольський и др.). Богатые традиции украинского бароко, которые использовали авторы в застройке столичной улицы, гармонично объединенные с городским рельефом. В архитектуре домов активно примененная украинская орнаментальная пластика и колорит.

Пафос победы, ускоренное восстановление городов и сел в те времена обозначились в архитектуре декоративными чрезмерностями, стараниями обогатить пластикой фасады и интерьеры путем использования принципов, приемов и ордерных систем архитектуры прошлого. Это приводило к архаике, расточительству средств, застоя в творчестве и в развитии современных методов индустриального строительства. Важное значение малое партийно-государственное постановление 1955 г. об устранении чрезмерностей в архитектуре и создание индустриальной базы современного строительного комплекса. В эти года широкого развития приобретает типизация и стандартизация в проектировании и строительстве. Но одна крайность изменялась другой, что приводило к упрощению архитектурных решений, однообразия, серости и монотонности как массовой жилой застройки, так и отдельных общественных будинкив.

В 60- 70-те года появляются первые проявления новой образности архитектуры, использование современных индустриальных конструкций и прогрессивных строительных материалов - Дворец спорта в Киеве (архитекторы: М.Гречина, О.Заваров); наземные станции Киевского метрополитена «Крещатик» (архитекторы: А.Добровольський, В.Елизаров и др.); «Университет» (архитекторы: Г.Головко, М.Сиркин и др.); отель «Тарасова гора» в г. Каневе ( архитекторы: Н.Чмутина, Э.Гусева, В. Штолько и др.); Дворец детей и юношества в Киеве (архитекторы: А.Милецький, Э.Бильський,); киноконцертный дворец «Украина» (архитекторы: Е.Маринченко и др.). Оригинальностью и новизной форм обозначенная архитектура комплекса Киевского национального университета им. Т.Г.Шевченко (архитекторы В.Готовый, А. Будиловський, Л. Коломиець и др.). Необходимо отметить удачную попытку целостного архитектурно-композиционного завершения в 80-те года ансамбля площади Независимости в г. Киеве (архитекторы: О.Малиновський, О.Комаровський и др.).





Вернуться назад