Архитектура жилых, спортивно-оздоровительных и зрелищных зданий эпохи давнего мира


В древнем искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура, памятники которой и теперь, даже в руинах покоряют своей мощью. Древние положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, что воплотили идеи могущества государства и рассчитанным на огромные количества людей.

Основным общественным сооружением Древней Греции остается храм (храм Зевса в Олимпий, храмы в городе Посейдония). Особое место в античной архитектуре занимает комплекс сооружений Афинского Акрополя (храм Ники Аптерос, главный храм Афин - Парфенон).

Не удивительно, что именно при Адриане (около 125 .) был созданный один из самых духовных памятников мировой архитектуры. Правда, Адриан считал, что он лишь переработал сооружение, который начал строить Агриппа, зять Августа.

Пантеон - «храм всех богов» - стоит и ныне в центре Рима. Это единый памятник, не перестроечный и не разрушенный у Средневековье. В нем прослеживается что-то близкое не только римлянинам, людям античной эпохи, но и вообще человечеству. Храм всех богов - это храм самой божественной идее.

Вибудований Аполлодором Дамаскским, он представляет классический образец центрально-купольного дома, наибольшего и сделанного в античности. Ротонда Пантеона извне делает впечатление торжественного каменного массива. Глади стен противопоставленный с севера могущественный портик коринфского ордера со ступеньками. Главного, впечатляющего зрителя в Пантеоне,- интерьер с огромным цельной подкупольним пространством, торжественно величественным и гармоничной. Пропорции Пантеона совершенные - диаметр купола (43,5 м) почти равняется высоте храма (42,7 м), а поскольку высота стен равняется радиусу его, в пидкупольний пространство вписывается шар. Бетонный купол весом 46 тонн имеет форму полусферы, которая покоится на цилиндрической опоре.

Круглое девятиметровое отверстие («Ока Пантеона») в вершине источник-купол-источник света, который льется потоком и озаряет нерасчлененным пространством интерьер. Сосредоточенность освещения в высшей центральной точке заставляет зрителя остро воспринимать высоту купола.

Уже в древности было отмечено, что покрытие гигантской ротонды куполом укладывало в себе символическое воспроизведение небосвода. Это решение было продиктовано задачей создания «храма всем богам», не только жилья божества, как это было у греков, но и священного просторную, в котором находились что молятся.

Простоте четких геометрических форм внутреннего пространства отвечает строгость обрамления. Стены облицованы цветным мрамором, а их пластический декор рассчитан на постепенное облегчение архитектурных форм кверху. Интерьер имеет три яруса. Нижний расчлененный колонами коринфського ордера и высоких ниш со статуями.

Расположенный над ним аттиковий сверх с условными окнами и пилястрами завершается антаблементом. Купол разделен пятью кольцевыми рядами кассет, которые уменьшаются кверху. Своими отвесными членениями кассеты перекликаются с пилястрами и колонами и поднимаются кверху, по меридианам, замыкая купол, а горизонтали кассет как бы вторят линиям карниза. Обнаруживая глубиной рельефа толщу купольного перекрытия, кассеты усиливают впечатление его материальности. Ордер Пантеона создает как бы переход от величественного масштаба дома к человеку. Покой, внутреннюю гармонию. отход от земной суеты в мир духовности - вот что давал Пантеон видвидувачам.

Образная сила Пантеона - в простоте и целостности архитектурного замысла. В дальнейшем наибольшие зодчие стремились превзойти Пантеон в масштабах и совершенстве воплощения. Античное чувство меры осталось недосяжним.

Судя по датам, выбитым на кирпичинах кладки, он был построен между 118 и 128 г. на месте более раннего храма, сведенного в 27 г. к н.э. Марком Агриппой, советником и зятем Августа. Однако Пантеон Адриана был затеян с более амбициозными намерениями. Во всяком случае, храм Агриппи свободно уместился бы внутри этого нового сооружения - могущественной ротонды с шарообразным куполом и с величественным фронтоном над входом.

Огромный фасад с колонами, к которому вело пять ступиней - ныне часть из них находится под землей, почти заслонял другую часть Пантеона. Шестнадцать коринфських колонн портика, поставленные в три ряда, поражают величиной: каждый гранитный ствол достигает 12,5 г в высоту, около 1,5 г в поперечнике и взвешивает почти 60 тонн. Но если фасад храма поражает, то соединение традиционного прямоугольного портика с увенчанным куполом цилиндром приводит в удивление некоторых своей несообразностью. Искреннее величие храма - в другом, так как Пантеон требует изучения не только извне, но и изнутри.





Вернуться назад