Архитектура старинного Риму

Главная - Архитектура - Архитектура старинного Риму

Самой знаменитой памяткой Траяна в Риме считается его форум Траяна, сведенный Аполлодором Дамаскским (109-113 г. н.э.). Среди всех императорских форумов (Цезаря, Августа, Веспасиана, Нервы,Траяна), что обрастали вокруг старого Форума Романум, этот наиболее красивый и значительный. Он состоял из прямоугольной площади, окруженной сквозной колоннадой с входом - Триумфальной аркой, а также из двумя могущественными полукружиями по боковым сторонам. В центре площади поднималась конная статуя Траяна из бронзы, покрытой позолотой. Не было ни кусочка голой земли, покрытой травой, - весь Форум Траяна был вымощен красивыми мозаиками из драгоценных пород мрамора.На площади так же стояла посвященная Траяну колона. Она увековечила покорение Дакий (страны на территории современной Румынии). На высоту 38 метров по ней тянулся свиток с рассказом о двух походах в Дакию. Раскрашенные рельефы колонны изображали сцены жизни дакив и пленение их римлянинами. Император Траян фигурирует на их рельефах больше восьмидесяти раз. Статую императора наверху колоны со временем заменили фигурой апостола Петра.

На площади стояли также статуи побежденных неприятелей, был устроен храм (пятинефна базилика) в честь божества - покровителя Марса Ультора, были две библиотеки - греческая и латинская. К правому от входа полукружию площади присоединялось пятиэтажное здание рынка. Композицию завершал двор и храм Траяна.

Адриан, который правил вслед за Траяном, был приверженцем всего греческого. Построенные при Адриане памятники свидетельствуют, что он жил не в реальном мире, а в мире мечты. Император воспылался любовью к юноше с Вифиний (область в Малой Азии) Антиноя, в котором усматривал воплощение греческой красоты. Антиной погиб во время путешествия по Нилу и был обоготворенный. Адриан сам создавал проекты храмов (храм Венеры и Роми в Риме), писал стихи. Не удивительно, что именно при Адриане (около 125 .) была созданная одна из самых духовных памяток мировой архитектуры. Правда, Адриан считал, что он лишь переработал сооружение, который начал строить Агриппа, зять Августа. Пантеон - «храм всех богов» - стоит и ныне в центре Рима. Это единая памятка, не перестроечная и не разрушенная у Средневековье. В ней содержится что-то близкое не только римлянинам, людям античной эпохи, но и вообще человечеству. Храм всех богов - это храм самой божественной идее. Храм должен был быть средством укрепления влияния господствующего класса на народные массы. Его начали строить на месте старика храма во времена императора Траяна, а закончили где-то на 20-начала х гг. ии ст. н.э. - уже за императора Адриана. Считают, что строил храм славный Апполодор из Дамаска. Судьба его была трагической. Император Адриан считал себя архитектором и однажды прислал Апполодору свой проект храма Венеры и Роми. Апполодор резко раскритиковал императорский проект, за что был арестованный и казненный.На площадь Ротонды, где стоит Пантеон, можно пройти узенькими и кривыми улочками Риму, мимо живописную площадь Навона. Смотря на Пантеон извне, нельзя сказать, что это сооружение взыскивает наибольшее впечатление сравнительно со всем, что выстроил старинный Рифм. Но, переступив порога Пантеона, невольно останавливаешься в увлечении: перед нами раскрывается пространство необыкновенной красоты. Главное, поражающе зрителя в Пантеоне, - интерьер с огромным цельным пидкупольним пространством, торжественно величественным и гармоничным. Пропорции Пантеона совершенные - диаметр купола (43,5 м) почти равняется высоте храма (42,7 м), а поскольку высота стен равняется его радиусу, в пидкупольний пространство вписывается шар. Пол из мраморных разноцветных плит расчлененная на квадраты и круги. Площадь пола 1500 кв. г. Цилиндрическая стена разделена на два яруса. В нижнему - нише, где стояли статуи, верхний было обложено мраморными панелями. Желтые, розовые, коричневые, зеленоватые тоны мраморов создают теплую цветную гамму. Все вокруг будто було обвито золотистой вуалью. Но главное - это купол. По словам Диона Касия, этот купол напоминал небо; именно он, так думает Дион Касий, дал повод назвать храм Пантеоном. Бетонный купол весом 46 тонн имеет форму полусферы, которая покоится на цилиндрической опоре. Он свободно лежит на крепких стенах. Его ничто не украшает. Просто над ним свелись вверх огромные ребра бетонной кессонной конструкции. Его горизонтальный распор гасится в самой конструкции. Поэтому большая толщина купола внизу, постепенно уменьшается вверх. Зодчие мастерски уменьшили вес купола, расчленив его кессонами и использовав в верхних его частях щебенку из легких материалов. Из высоты 42 г через отверстие купола (“Ока Пантеона”) диаметром 9 г льется поток солнечных лучей, которые отсвечиваются на поверхности мрамора и разбрызгиваются на все стороны. Сосредоточенность освещения в высшей центральной точке заставляет зрителя остро воспринимать высоту купола. Такого купола старинный мир не знал. Даже византийские мастера, большие специалисты по сооружению куполов, не смогли его превзойти. Уже в древности было отмечено, что покрытие гигантской ротонды куполом включало в себя символическое воспроизведение небосвода. Это решение было продиктовано задачей создания «храма всем богам», не только жилья божества, как это было у греков, но и священного просторную, в котором находились те, что молятся. Простоте четких геометрических форм внутреннего пространства отвечает строгость обрамления. Стены облицованы цветным мрамором, а их пластический декор рассчитан на постепенное облегчение архитектурных форм кверху. Интерьер имеет три яруса. Нижний расчлененный колонами коринфського ордера и высокими нишами со статуями. Расположенный над ним аттиковий сверх с ошибочными окнами и пилястрами завершается антаблементом. Купол разделен пятью кольцевыми рядами кассет, которые уменьшаются кверху. Своими отвесными членениями кассеты перекликаются с пилястрами и колонами и поднимаются кверху, по меридианам, замыкая купол, а горизонтали кассет как бы вторят линиям карниза. Обнаруживая глубиной рельефа толщу купольного перекрытия, кассеты усиливают впечатление его материальности. Ордер Пантеона создает как бы переход от величественного масштаба здания к человеку. Покой, внутреннюю гармонию, отход от земной суеты в мир духовности - вот что давал Пантеон посетителям. При всей реалистичности идеи художественная выразительность Пантеона чрезвычайная. Все его части находятся в полнейшей гармонии: Пантеон - это вдохновенное произведение художника, гимн человеческому уму.