Архитектура старинного Риму

Главная - Архитектура - Архитектура старинного Риму

Возле входа на римский Форум в память победы римлянинов в Иудейской войне была сооруженная мраморная Триумфальная арка Тита (81 г. н.э. ), который подавил восстание в Иудее. Тит, что считался здравомыслящим и полным благородства императором, правил сравнительно недолго (79-81 г.). Арку соорудили в честь правителя в 81 г., уже после его смерти. Сделанная по форме, которая блещет белизной однопрольотна арка (15,4 г высоты, 5,33 г ширины) служила основой скульптурной группы императора на колеснице. Расчленение каменного массива классическим ордером прибавило соразмерности и ясность формам. По сторонам прореза арки Тита стоит по две коринфськи колона. Украшает арку высокая надстройка - аттик, с посвящением Титови «От сената и народа римского».

Выступающий антаблемент и аттик над ним, контрасты света и тени усиливают пластическую и живописную выразительность форм. Среднюю часть арки над архивольтом замыкают две фигуры богини, которые летят, победы - Виктории, выполненные в невысоком рельефе. Они как бы венчают победителя. Пространство арочного пролета расширяется кассетами свода (небольшие углубления на поверхности потолка или свода, которые имеют чаще всего квадратную форму) и настенными живописно трактованными рельефными композициями, которые изображают торжественную походку триумфатора и легионеров с трофеями, захваченными в храмах Иерусалима. Построение высокого рельефа, его светотеневые эффекты усиливают ощущение глубины пролета арки. Бушующие движения легионеров точно вырываются из плоскости рельефа в реальное пространство. Пафос их жестов как бы вторит триумфальной теме архитектуры. Раскрашивание и позолота усиливают живописность и жизненность сцены. Изображенные внутри арки сцены отвечают моменту прохождения через нее, таким образом зритель невольно приобщается к действию, как бы становится участником сцены. Наверху статуя императора на колеснице, которая запряжена четверкой коней.

В аттике был похоронен порох Тита. Арка была архитектурным сооружением, постаментом для статуи и одновременно мемориальным памятником. Так прятали лишь людей с особым харизмом (в переводе с греческого - «милость», божественный дар»), т.е. наделенных исключительными личными качествами - мудростью, героизмом, смелостью: Цезаря на Римском Форуме, Тита в его арке, Траяна в цоколе его колонны. Другие граждане покоились вдоль дорог за городскими воротами Рима.

Позднее были сооруженные сложные трьохпрольотни триумфальные арки: Септимия (конец II ст. н.э.), Константина (VI ст. н.э.).Важное место в жизни римлянинов занимали зрелища. Театры и амфитеатры характерные для античных городов. Еще в период поздней республики в Риме сложился своеобразный тип амфитеатра. Последний был целиком римским изобретением. Если греческие театры устраивались под открытым небом, места для зрителей располагались в выемке холма, то римские театры представляли собой самостоятельные замкнутые многоярусные здания в центре города с местами на концентрично сведенных стенах. Амфитеатры назначались для гурьбы жадных к зрелищам низов столичного населения, перед которой в дне праздников разыгрывались бои гладиаторов, морские бои и т.п.

В 70-80 г. н.э. был сооружен грандиозный амфитеатр Флавийв, что получил название Колизей (от латинского colosseus - «огромный»). Он вибудований на месте разрушенного 3олотого дома Нерона и принадлежал к новому архитектурному типу зданий. В Греции когда-то были только театры, которые устраивали на естественных склонах холмов и полей. Римский Колизей представлял собой огромную чашу со ступенчатыми рядами сидений, (замкнутую извне кольцевой елипсоподибною стеной). В амфитеатрах давались разные представления: морские бои (навмахий), бое людей с экзотическими зверями, бое гладиаторов. В солнечные дни над Колизеем натаскали огромный парусиновый навес - велум, или веларий.

Колизей - наибольший амфитеатр античной эпохи. Он вмещал возле пятидесяти тысяч зрителей. Могущественные стены Колизея (высота 48,5 м) разделенные на четыре яруса сплошными аркадами, в нижнем этаже они служили для входа и выхода. В плане Колизей представляет эллипс (156Х188 м), обнесенный стеной высотой в 50 метров, составленной из крупных блоков Травертина, соединенных железными скрепами [3, c. 419-420]; центр его композиции - ныне разрушенная арена, окруженная ступенчатыми лавами для зрителей. Эллипс более всего полно отвечал требованиям динамики зрелищ, которые разворачиваются - гладиаторских боев. Он давал возможность максимально активизировать зрителя, приблизить места привилегированной публики к арене; места спускались воронкою и разделялись соответственно общественному рангу зрителей. Внутри шли четыре яруса сидений, которым извне отвечали три яруса аркад: дорическая, ионическая и коринфська. Четвертый ярус был глухим, с коринфськими пилястрами - плоскими выступлениями на стене. Пилястры коринфського ордера, которые членят стену, не поднимают монолит здания, вылощенного из серого травертина.

Внешний вид Колизея с его могущественным упругим овалом соблюден суровой энергии. Это ощущение создается не только огромными масштабами здания, но и обобщением основных форм, торжественной мощью простых ритмов. Внутри Колизей очень конструктивный и органический, целесообразность соединяется в нем с искусством: он воплощает образ мира и принципы жизни, которые сформировались у римлянинов к I ст. н.э.

Правлением двух императоров испанцев приоткрывалось II столетие. Они были провинциалами, но из патрицианской среды. Это Траян (98-117 г.) и усыновленный им Адриан (117-138 г.). При Траяни Римская империя достигла пику своего могущества. В дальнейшем она будет стараться лишь сохранить то, что было завоевано Траяном. Этот император считался лучшим из всех в римской истории. На портретах он выглядит мужчиной мужественным, суровым, но не простым воином, а умным и смелым политиком. Траян много сделал для своей родной Испании. В ней до сих пор можно увидеть два созданных при нем моста - Мост в Алькантари через реку Тахо (ныне Тежу) и акведук в Сеговий. Оба принадлежат к шедеврам мировой архитектуры. Мост в Алькантари одноярусный, но с очень высокими прорезами. Он завершается простым карнизом, в центре которого, над проездной частью, переброшенная арка. Акведук в Сеговий - двухъярусный, с узкими высокими пролетами - может сдаться однообразным через повторение ритма его равновеликих арок. Он сплошь рустован (от лат. rusticus - «сельский», «грубый», «неотесанный»), т.е. сложный из грубообробленого камня. Это делает акведук естественным, близким к природе, с которым он гармонично соединяется.