Архитектура старинного Риму

Главная - Архитектура - Архитектура старинного Риму

При Августе был создан Алтарь Мира - памятник воссоединения приверженцев нового режима и зазнавших поражения республиканцев. Алтарь представлял собой самостоятельный дом без крыши, которая ограждала жертвенник. Рельефы, которые украшали изгородь, были разделены на два яруса фризом с меандровим орнаментом (ленточный орнамент, как правило, сломанная под прямым углом линия). Нижний изображал застилаючи все поле стебля, листву и завитки Дерева Жизни с птицами и разной живностью на нем; верхний представлял торжественную походку, которая включала членов императорского дома. Властвует греческая изокефалия (главы изображенных находятся на одном уровне), однако в группу вторгаются оживляющие ритм фигуры детей разного возраста. Отдельные персонажи изображены такими, что будто оборачиваются, они как бы обращаются к зрителю (что было неприемлемо для классического греческого памятника).

Золотое столетие Августа не могло просто так пойти у небытие - ведь вокруг него создавался ореол бессмертия. И Рифм начинает строить себе памятники. Себе и своему семейству Август соорудил на марсовом поле величественный мавзолей, около 90 метров в диаметре, который состоял из двух могущественных концентрических стен и насыпного холма с вечнозелеными деревьями. Возможно холм венчался статуей правителя.

Представление о стиле культовой августовой архитектуры дает храм в Немые (поч. I ст. н.э. Южная Франция), что принадлежит к типу псевдопериптера, в котором акцентировалось внутреннее пространство. Классические формы коринфського ордера строго соблюденные, пропорции стройные, в сравнении с республиканскими храмами появилось тяготение к изяществу, нарядности. Храм вибудований из розового известняка, имеет шестиколонний портик. В композиции целого проступают волевая напруга и умственная ясность, которые прибавляют здания оттенок официальности. Торжественность усиливается и тем, что храм поднят на высокий подиум (основа).

Рядом с господствующим классическим течением продолжала развиваться архитектура, которая имела чисто практическое значение, например, инженерные здания. Мудрая простота замысла, умение достичь художественного результата некоторыми, но выразительными средствами отличают грандиозный по высоте Гардський мост в Немые (Южная Франция), что является частью акведука, который снабжает водой город Немуз. Мост представляет собой многоярусную крупнопрольотну аркаду над долиной реки Гарь. Почти равные по высоте большие пролеты арок двух нижних ярусов завершаются низкой аркадой. Горизонтальность и масштабность сооружения и вместе с тем его легкость подчеркнуты динамикой ритма нарастающих разного размера арочных пролетов средней аркады, которая получила значение композиционного центра. Гардський мост - символ инженерного искусства Риму.

Уже за первых наслидникив Августа начинает исчезать мнимая идеальность золотого столетия. Новой вехой в искусстве стало правление Нерона, одного из самых сумасшедших деспотов на римском троне.Император Нерон решил прибавить Риму новый вид. Он смотрел на Рифм, как на свое личное владение, в котором центром должный был стать его дом. По указу императора были тайно сожженные несколько городских кварталов, на месте которых император соорудил его - знаменитый Золотой дом. Он был и дворцом, и виллой одновременно. Древние авторы, сильно преувеличивая, писали, что здесь расстилались безбрежные сады и поля и все было необыкновенное и огромное. Сохранилось несколько залов. Некоторые из них имеют необыкновенную форму (например, восьмиугольную). Стены, арочные ниши, своде перекрытия сведенные настолько смело и красиво, что дом, лишенный всяких украшений, поражает своей оригинальной конструкцией. Украшали дом фрески третьего помпейського стиля, еще более утонченные и тонкие, чем раньше. На светлом фоне золотисто-желтым, голубоватым, изумрудным были разграничены тонкие рамки, между которыми на хрупких гирляндах свисали золотые сосуды. На стенах в рамках помещались отдельные картинки, сверху шли небольшие фризы с фантастическими изображениями морских кентавров, птичек, масок.

Высокий расцвет переживали провинции. Римская империя превратилась в империю рабовладельцев Средиземноморье. Сам Рифм приобрел вид мирового государства. Конец I и поч. II ст. н.э. (период правления Флавийв и Траяна) - время создания грандиозных архитектурных комплексов, сооружений большого пространственного размаха.

Рядом с древним республиканским форумом были сведенные, предназначенные для торжественных церемоний, форумы императоров (Форум Траяна и др.), которые стремились увековечить себя пышными сооружениями. Строились многоэтажные дома - они определили вид Рима и других мост империи. До сих пор поражают своим суровым величием руины гигантских дворцов на Палатини (I ст. н.э.).

Воплощением могущества и исторической значимости императорского Риму были триумфальные сооружения, которые прославляют военные победы Риму. Триумфальные арки и колоны сводились не только в Италии, но и в провинциях на славу Риму. Римские сооружения были там активными проводниками римской культуры, идеологии. Арки сооружали по разным поводам - и в честь побед, и как знак освящения новых городов. Однако их первичное содержание связано с триумфом - торжественным ходом в честь победы над врагом. Проходя через арку, император возвращал в родной город уже в новом качестве. Арка была границей своего и чужого мира.