Городские дома


Интересной областью деревянного строительства были мешкальни и другие дома по городам и меньшим городкам. Теперь это строительство не существует. Некоторые памятки еще сохранялись перед первой мировой войной, но и те почти полно были уничтожены во времени двух мировых войн, революций и нерадением администрации. Между тем, не только в XVии-XVШ столетиях, но еще в XIX столетии были целые города (небольшие), выстроенные с деревья в оригинальных формах и интересных деталей. Еще в 1923 г. автор этих строк имел возможность зарисовать площадь городка Потилича в Галиции, которая состояла из деревянных строений - мешкальних домов, заезда, городского дома, двух башен и нескольких церквей. Знаем также из исторических источников, которые на Украине было большое количество деревянных строений общественного назначения, как школы, сельские правительства, шпитали, корчмы, а также строения шляхты - вилле, палаты, замки.

Сохранились также описания и воспоминания подорожников XVП-XVПи ст. о деревянных, городские дома.

Посол Венецькой республики А. Вимина, посетив Украину и гетьм. Б. Хмельницкого в 1650 году, отметил, что украинцы большие художники к деревянным строениям. Более подробно описывает деревянную архитектуру Павел с Алепо (из Сирии), особенно церковное. О городах на Украине 1654 г. пишет, что они хорошо упорядочены с прекрасными деревянными домами, шпиталями и банями. Везде по городам видел он также башни с часами и водограй на площадях. О палате на цитадели в Прилуках на Полтавщине, построенную в 1647 г., пишет, что она «величавая, высокая, необычно просторная, построенная из огромных балок, с выглаженных внутри и наружу досок, которые плотно пристают к себе, и с огромными и высокими печами, которые превышают кипарисы. Из дива сойти нельзя!» Также о киевских деревянных домах пишет, что они «замечательные, высокие и построенные из брусьев». Й. В. Меллер в своем путешествии по Украине 1780-1781 г., отмечает, что украинцы добрые ремесленники, в частности плотники. О городском деревянном дому (ратушу) г. Кременчуга пишет, что он «вибудований с вкусом, украшенный колоннадой».

Сохраненный графический материал дает очень ценные образцы этого строительства, с интересными деталями, как обработка фасадов, фронтонов, колон, двери, окон и т.д., витворени теми самыми народными мастерами, которые строили сельские дома, церкви и большие господские дворы. Общественные дома по селам, в своих общих чертах были похожи на обычные мешкальни дома трьохдильного типа (две светлицы и сени), но в большем размере и с делением каждой камеры на дополнительные комнаты. Наружу такие дома имели кое-что более сложные крыши, мансарды, а при входе более развитое и обработанное крыльца.

В городах и городках, которые развивались на основе самоуправы и т.н. магдебургского права (устава), было строительство домов уже значительно отличное от сельского. Специально обстоятельства социальные и хозяйственные по городам, которые более всего оказались в XVI ст., творили также произведенный и упроченный тип строений, особенно мешкальних. Поэтому можем заметить, что общее распределение, план и формы городских строений имеют все признаки искусства ренессанса. План деревянных мешкальних домов придерживается образцов строящихся домов, после предписаний магдебургского права и других городских правил, которые ограничивали не только размеры строений, но даже количество окон, которые выходили на улицу.

Городской дом обычно был очень длинный и своей узкой стороной (стенкой), что имела 2 до 4 окон, выходил на улицу. Вдоль целого строения, посредине или сбоку, был длинный проезд или проход (коридор), что вел во внутренний двор за строением. По бокам прохода (коридора) были помещены помещения жилые и хозяйственные. К улице выходили помещение наибольшие и парадные (галя), в глубине дома были размещены помещения, где семья в самом деле жила, еще дальше были кухня, амбар и др., на конце строения, сбоку двора были специальные хозяйственные помещения, если владелец имел кони или другие домашни животных. Еще до недавнего времени, к началу XX ст., такие городские дома были загально известны в западной части Украины, в частности в Галиции, Волыни и Подолье.

Хотя план таких домов, восстал под влиянием строящегося строительства пор ренессанса и барокко, во внешних формах запрятались черты народного, оригинального творчества. Почти постоянной принадлежностью их были открытые входы на колонах, вдоль лба строения, которые имеют много отличий и типов, а потому и разные сроки, как «пидсиння», «навес», «пидґання», «пидстришшя», «крыльцо», «ларек» и прочие. В больших строениях были также мансарды с окнами или с этажом, тоже на колонах и с балконами и окнами разнообразной формы и вида, как на колокольнях и церковных строениях. Крыши обычно более развитые, часто в двух кондиґнациях и «заломленные», с довольно развитым фронтоном. Подобно как и в гуцульских домах, фронтоны имеют большое богатство мотивов, деления одиночных площадей, декоративно уложених досок, хорошо иссеченных окон, разных оздоб, розеток, звизд и т.п..Наилучшие образцы деревянной архитектуры сохранялись, еще в начале нашего столетия, по меньшим городкам Гуцульщини, где были знаемы мастера деревянных изделий. Можем иметь воображение об их виде, головно благодаря работе К. Мокловського, который, как архитектор и добрый рисовод, увиковичнив на бумаге те прекрасные образцы плотнического искусства. Главными ячейками того мастерства были такие городки, как Косив, Гвиздець, Яблонив, Печенижин. Влияния городского строящегося строительства, в частности бароккови мотивы, в большей мере заметные в городках круг Коломыи, как напр. Гвиздець и Печенижин и в местностях положених дальше на мероприятие, как Делятин, Надворная. Особое место занимают также Дрогобыч (центр добывания нефти) и Старый Самбир, а когда-то предместье Львова и Каменца.





Вернуться назад