Архитектура старинного Риму

Главная - Архитектура - Архитектура старинного Риму

В более роскошных домах устраивали еще один двор, окруженный колоннадой, и сад. В доме Веттийв вокруг атриума размещались службы и конторы, где хозяин встречался с клиентами, а вокруг более отдаленного от входа и скрытого от посторонних глаз перистильного двора проходила жизнь семьи. Архитектура такого дома ориентирована на внутреннее пространство. Извне украшали только фасад. Иногда в нем проделывали несколько небольших окон, но часто их вообще не было, поскольку через атрий и перистильний двор в дом попадало довольно света. Скульптура, мраморные рельефы и фрески украшали нарядные покои, в дворике нередко сооружали фонтаны.

В глазах римлянинов, подобно этрускам, дом владел своим сакральным пространством, близкому космоса. Красивым примером етруського жилья есть дом Альбуция Цельса, у которого отверстие в крыше поддерживают четыре коринфськи колона.

Но за происхождением Помпей были городом греческим. Тот же помпейський дом был одновременно проникнутым и эллинским духом. Ни в чем так ярко он не проявляется, как в удивительных перестильных двориках - небольших кусочках природы, заключенных внутри самых домов и что представляют как бы небольшие садики или цветники с фонтанами и нимфеями, мраморными рельефами и бронзовыми статуэтками богов, свежим, чистым воздухом и прохладной тенью от цветущих деревьев и кущив.

Внутри дома были расписаны. Прекрасно сохраненные фрески показывают, которым была обычная жизненная среда римлянина. Ранние дома (II - конец I ст. к н.э.) расписывали в так называемом первом помпейському стиле. Стены домов были расчерчены геометрическим орнаментом, который напоминал обкладку стен полудрагоценными каменьями. Потом этот «инкрустационный» стиль заменился «архитектурным», вторым ли помпейським. Он был в моде на протяжении I ст. к н.э. Мастера второго помпейського стиля превращали интерьер в подобие городского пейзажа. Во всю высоту стен шли изображение колоннад, всяких портиков, фасадов будинкив.

При всех достижениях римской архитектуре присущий черты ограниченности. Тенденция возвеличивать власть императоров, направленность к масштабным преувеличениям, внешним эффектам лишь свидетельствует о кризисе Римской республики. После разгрома многочисленных повстань и завершение гражданских войн начался период стабилизации, но уже в условиях твердой диктатуры империи.

РАЗДЕЛ 3

АРХИТЕКТУРА ВРЕМЕН ИМПЕРИИ

В конце I ст. к н.э. Римское государство из аристократической республики превратилось в империю. Первым правителем, который открыл путь к единовластию, был внучатый племянник Цезаря Октавиан, прозванный Августом (Блаженным). Цезарь усыновил его незадолго до своей гибели. Когда же Октавиана провозгласили императором (27 г. к н.э.), это означало, что ему вручают высшую военную власть. Официально он все еще считался одним из сенаторов, хотя и «первым среди равных» - принцепсом. Время правления Октавиана называется принципатом Августа. Из тех пор римское искусство начало ориентироваться на идеалы, которые насаждали правители. До конца I ст. н.э. властвуют две династии: Юлийв - Клавдийв и Флавийв.Так называемый «римский мир» - время уюта в классовой борьбе, которая наступила в начале правления Августа,- стимулировал высокий расцвет искусства, рост строительства. Античные историки характеризуют период правления Августа (27 г. к н.э.- 14 г. н.э.) как «золотое столетие» Римского государства. С ним связанные прославленные имена архитектора Вептрувля, историка Тита Ливия, поэтов Вергилия, Овидия и Горация.

Официальным направлением в искусстве стал «августовий классицизм», что предоставил огромное влияние на следующее развитие западноевропейского искусства. Римские художники ориентировались на больших мастеров Греции времен Фидия, но естественность греческой классики заменилась на рассудочность, сдержанность.

Рифм приобрел совсем новый вид, который отвечает престижу мировой

столицы. Увеличилось количество общественных закладов, строились форумы, мосты, акведуки, обогатилось архитектурное обрамление. По словам историка Светония, Август так Рифм «украсил, что по справедливости мог хвастаться из-за того, что принял его кирпичным, а оставляет его мраморным». Город поражал современников необозримостью площади - ни из одной стороны оно не имело четких границ. Его предместья терялись в роскошных виллах Кампан'й. Замечательные дома, портики, своде и украшенные фронтонами крыши, много декорированных бассейнов и фонтаны чередовались с зеленью рощ и аллей.