Творчество Ле Корбюз'е


Успех превзошел все ожидания. Вдоль широкой глади водного пространства протянулся легкий новый светлый город, подчиненный главнейшей из гармоний - гармонии архитектуры с природой и с человеком. Когда-то, еще в 30-и года, Ле Корбюз'е разработал план реконструкции Парижа. Этот проект сделал впечатление бомбы, которая разорвалась. Ле Корбюз'е, в сущности говоря, предлагал снести старик Париж, чтобы на его месте свести новое, выдержанное в строгой геометрии город. То были первые шаги Корбюз'е в градостроительстве. Тогда он был убежден в преимуществе прямой линии и противопоставлял хаоса города чисто геометрическое градостроительное решение.

С годами зодчий пришел к новым концепциям, теснее связанным с реальной жизнью. И, получив возможность свести новый город, который можно было решить в прямых линиях, чисто геометрически, Ле Корбюз'е пошел по другому пути. Довольно даже непосвященному человеку глянуть на генеральный план Чандигарха, чтобы не просто увидеть, а ощутить, как органически врос новый город в его пейзаж, который воспринял, рельеф местности.

Не напрасно отчаянный Корбю, как называли его близкие друзья, говорил самому себя: "Дались они мне с их приписанным мне собственным стилем! Вот я им покажу что-то новое: торжество преклонной линии, что то победно и легко взлетает вверх, то как бы с улыбкой вскидывается вниз в легком слаломе".

Постоянно выдвигая архитектурные нововведения, идеи, приемы, он никогда со своих предложений не делал догмы. Его творчество всегда была связана с конкретной реальностью, которая предлагала ему жизнь, а его мозг ненасытно и неустанно решал все новые задачи, которые поступали из этого источника, который невысыхает. И этот органический, вечно живой обмен, называемый творчеством, никогда не прекращался. Для Корбюз'е действовать значило дышать. Тяжело себе это представить, но в годы сведения Чандигарха он еще построил музей и другие дома в Ахмедабади - центре текстильной промышленности Индии.

Ле Корбюз'е считал, что не архитектура должна подчиняться пейзажа, а пейзажу-архитектуре. Не холм Акрополя диктует архитектуре, утверждает Ле Корбюз'е, а Парфенон.

Поиск в пластике приводят Ле Корбюз'е к живописи и скульптуре. Он сближается с Леже и Пикассо, и в своих ярких и локальных по цвету живописных композициях и многоплановых обобщенных скульптурах он ищет, прежде всего, преодоление двохмирности плоскости и четко выраженной архитектоники.

5. Мебель Ле Корбюз٬еперед тем, как прийти к прикладному искусству, Ле Корбюз'е начинал как художник-натуралист, он считал, что предметы мебели выходят из природы. Ле Корбюз'е отказался от слова «дизайн» в значении проектирования мебели. Это английское слово относится до многих галузив проектирование, его используют как в градостроительстве, так и в создании домашнего быта. По его мнению «дизайн» больше подходит для архитектурного значения. В сфере проектирования предметов домашнего пользования, от ковров до светильников, в большей степени подходит немного устаревшее словосочетание «декоративное искусство». Ле Корбюз'е пришел к заключению: «Парадокс не в факте, а в слове. Чему называть предметы, о которых речь идет, декоративным искусством? Парадокс заключается в следующему: зачем применять термин«декоративное искусство» относительно стульев, бутылок, корзин, обуви, которая являются утилитарными предметами, действительной начинкам?» Ле Корбюз'е приводило в негодование присутствие слова «искусство» - «утверждают, что декор необходимый для человеческого существования. Поправляем: человеку необходимое искусство, т.е. бескорыстная, что облагораживает душу страсть...пробуждение чувств определяется математической пропорцией, воспринимаемым нашим сознанием и создаваемой главным образом архитектурными объектами, произведениями живописи и скульптуры, т.е. предметами не первой необходимости. Не утилитарными, а уникальными...» Переходя от искусства до утилитарных предметов, Ле Корбюз'е отметил, что они «требуют усовершенствованного оборудования во всем, поскольку в промышленности уже обозначился известный уровень совершенства. Теперь большая задача встает перед декоративным искусством. Индустрия делает чрезвычайно полезные, что целиком отвечают своему назначению, изделия. Их искреннее изящество, их утонченность, которые тешат наш ум, возникают из элегантности замысла, чистоты выполнения и эффективности их службы... И мы увидим, что декоративное искусство, лишенное декору, е не творением художника, а продуктом безымянной индустрии, которая идет своей просторной и ясной дорогой экономии».

Ле Корбюз'е предложил новые формы предметов мебели и выдвинул новую концепцию обстановки жилья, точнее, предложил такой тип помещения, в котором мебель сыграла особую роль. Он предлагал один шезлонг, одно кресло, один табурет, один набор мебельных секций, так как проектировать было больше незачем и не для кого. Ведь во всех две руки, две ноги, одна глава. Мебель Ле Корбюз'е, трактуеми как своего рода протез, должны была и сегодня, и через десять лет, и в Франции, и в Японии служить единым вариантом меблировки, так как в других нет необходимости.На стыке архитектуры и дизайна оказывается оборудование, новый срок, который заменяет слово «мебель». Основой обстановки стали «стандартные единицы». Их можно встроить в стену, поставить вдоль нее или использовать как перегородку между помещениями. Стандартные шкафы родились из конторской мебели, но в домашнем быту в основному они используются как емкости, приспособленные для заполнения разного рода предметов. Они занимают место мебельных гарнитуров, т.е. бесчисленных предметов мебели разных форм и названий, и, давая возможность оптимально использовать внутреннее пространство, оставляют в помещении максимум свободного места. В комнате, уволенной от других емкостей, хозяевами оказываются кровати, столы и особенно разные стулья, которые играют роль скульптуры в пространстве. Находясь в наиболее близком контакте с человеческим телом, они, в зависимости от расположения, определяют то или другое обращение человека в жилом помещении. К стандартным единицам относятся шкафа-емкости, они намного ближе по своему зданию к архитектуре. Стулья, кресла, столы, шкафа, диваны больше принадлежат к пластическим формам скульптуры и живописи. Стандартные единицы Ле Корбюз'е, т.е. секционные шкафу-емкости, появились впервые в павильоне «Еспринуво» на Международной выставке декоративного искусства в Париже в 1925 году. Это была еще несовершенная попытка отделить одно помещение от другого с помощью шкафов-перегородок, которые составляются со стандартных параллелепипедов на прямых ножках из металлических трубок. В Осеннем салоне 1929 года, где экспонировалась почти вся мебель, созданные в предыдущем году Ле Корбюз'е в сотрудничестве с другими дизайнерами, стандартные единицы претерпели главным образом количественные изменения и превратились у шкафа, которые занимают всю стену. С третьей стадией развития этого типа мебели можно было познакомиться на Брюссельской выставке 1935 года, где Ле Корбюз'е экспонировал модель квартиры молодой человека. Новыми стали сопротивления емкостей: их ножки представляют собой две толстые металлические трубы, каждая с который заканчивается круглым основанием довольно большого диаметра, чтобы предмет мебели сохранял стойкое положение, когда его двигают. Возникает вопрос: чему стандартные единицы, которые имеют сугубо функциональное назначение - служить универсальными емкостями, несмотря на общее признание, не нашли такого же широкого применения, как ожидал Ле Корбюз'е? Что состоялось с той металлической мебелью, которая совершенная по выполнению к такой степени, которая, становясь в помещении стеной или перегородкой, они больше не нуждаются в от потребителя никаких заботах? Чему эта мебель, которая вела свое происхождение от конторских и с успехом утвердившись в этом своем извечном назначении, не сделали никакого влияния на обстановку? Все очень просто: каждый человек хочет расположить мебель по своему вкусу, а вместо этого она встречается с уже определенной структурой.





Вернуться назад