Творчество Ле Корбюз'е


Восстав против эпигонства и эклектизма в архитектуре, Ле Корбюз'е уловил потребности будущего.

и пусть не всегда был он последовательный в своем мировоззрении, которое лежит в основе его творчества, в направленности своего творчества он не ошибался. Он работал для будущего.

В годы второй мировой войны создается "модулер" - система новых пропорциональных видносин.

Ле Корбюз'е кладет в основу архитектурной метрического свидетельства размеры человеческого тела. Причем берет не только средний рост человека, но размеры сидячей фигуры, стопы человека, длину его руки, шага и т.д. "Модулер"- не только теория, в нем содержится и подробно разработанное практическое пособие из применение человеческих пропорций в сопоставлении с общепринятой метрической системой расчета.

Среди тех, кто первым оценил "модулер", был большой Ейнштейн, который считал, что разработанная Ле Корбюз'е система имеет большое практическое значение не только в архитектурном проектировании, но и в других видах человеческой деятельности,

В 1943 году в тяжелых условиях Ле Корбюз'е основал Объединение строителей для восстановления архитектуры - "Аскораль". Главной задачей объединения становится создание жилья как градостроительной единицы. Рассматриваются три формы расселения: 1) сельское; 2) линейный промышленный город; 3) концентрический^-концентрический-радиально-концентрический торговый город. Работу объединения Ле Корбюз'е распределил по соответствующим секциях. Каждая решала свой отдельный вопрос. Деятельность объединения сплотила передовых архитекторов и градостроителей Франции, которое дало красивые результаты.

Сразу после окончания войны Ле Корбюз'е приступает к разработке проектов реконструкции двух мост: Сен-Дие и Ла-рошель-ла-паллис. И одновременно берется за осуществление своей давней заветной мечты - проектирует единый жилой комплекс для Марселя - жилой дом на 1600 человек. В этой работе он впервые применяет на практике "модулер". Создание этого дома-гиганта стало триумфом Ле Корбюз'е и новой архитектуры.

Сегодня дом Марсельского жилого комплекса является гордостью не только Марселя. И не только гордостью Франции. Он послужил прототипом жилых комплексов для других городов Европы. Десятки тысяч туристов приезжают ежегодно, чтобы увидеть это сооружение.

Совсем новой страницей в творчестве Ле Корбюз'е постоянная капелла Нотр-дам-дю-о в Роншани, над созданием которой он работал с 1950 до 1954 года. Здесь мастер впервые применил упруго выгнутые плоскости несущих стен, над которыми как бы взлетает, образовывая огромные навесы, также криволинейное перекрытие из монолитного железобетона. Небольшие оконные прорезы разных размеров и форм, словно случайно разбросанные по фасаду, создают в интерьере сказочный эффект. Эти виконца подчеркивают целостность и монументальность дома. Возникают какие-то далекие ассоциации с романской архитектурой, с храмами древнего Пскова, а скорее всего, со старинными хатами французских селян.

В 1956 году Ле Корбюз'е приступил к работе над зданием доминиканского монастыря в Ла-Туретти возле Лиона. Когда одного монаха спросили, чему здание монастыря поручили именно Ле Корбюз'е, доминиканец ответил: "Для красоты нового монастыря". Монахи знали, что знаменитый мастер создаст им архитектурный шедевр. Личные взгляды Ле Корбюз'е на религию и церковь были им совсем безразличные. Церковники не обманули в своих расчетах: туристы из всего света стекаются в Ла-Туретт, равно как и в Роншан.Таким образом, Ле Корбюз'е необычно последовательный в своих композициях. Он рассматривает город как организм, жизнь которого зарождается в первичной клетке и потом распространяется по всему большому пространству. В этот непрерывный творческий процесс он вкладывает идею человечности, доброты и демократичности.

Корбюз'е архитектурное сооружение рассматривал как пластическую форму, полную света и тени, "вылепленную" из строительного материала. Скульптурные и построенный им дом в Марселе и его шедевр - капелла в Роншани. В первом случае пластичность достигнута лоджиями, которые ритмически членят прямой фасад. Во второму - пластикой выгнутых стен, которые нависли крышей и отсутствием прямых кутив.

В конце концов пришло время, когда Ле Корбюз'е засыпают предложениями. Он принимает участие в строительстве дома ООН в Нью-Йорке. Строит музей в Токио. В ноябре 1950 года в Париж прибыли представители индийского правительства с предложением построить у подножие Гималаев новую столицу штата Пенджаб. С Ле Корбюз'е подписывают контракт на здание города Чандигарха с правительственным центром - Капитолием.

Ле Корбюз'е закончил разработку города в четыре месяца, из марта 1951 года началось строительство. Президент Неру сам следил за строительством Чандигарха, часто посещал его и оказывал поддержку строителям в трудное время. В материальном отношении робота была для архитекторов невыгодной. Жить приходилось в невероятно трудных бытовых условиях, в непривычном для европейцев климате. Но архитекторы, вдохновенные небывалой по масштабам задачей, работали с ентузиазмом.





Вернуться назад