Творчество Ле Корбюз'е

Главная - Архитектура - Творчество Ле Корбюз'е

Весь город открыт солнцу и светлую, но благодаря высокой плотности застройки сконцентрированное на площади не намного больше 70 квадратных километров (что, собственное в 11,4 раза меньше площади Москвы в пределах МКАД). Если взять для более точного сравнения жилую часть и общественный центр Лучистого города, то Корбюз'е и совсем уместил свои 3 миллиона в пределах прямоугольника размером приблизительно 7,5 на 4,5 километра, т.е. на площади меньше 40 квадратных километров. И несмотря на очень высокую плотность населения в городе, тщательно проделанный проект гарантировал каждому жителю необходимую порцию солнечный света, отдельную квартиру на семью со сквозным проветриванием, высокий уровень общественного обслуживания - единым словом, все блага современной цивилизации.

Его поселок для рабочих в Пессаки под Бордо (город-сад) задуманный в 1925 году и в очень короткий срок - меньше года - осуществленное, но заселенное по вине администрации только в 1929 году.

В дальнейшем этот поселок для рабочих с 51 дома стало образцом и местом паломничества многих архитекторов. Так же и павильон "Еспри нуво"- квартира жилого комплекса на Выставке декоративного искусства в Париже. Все эти произведения зодчего-новатора знаменовали собой настоящую революцию в архитектуре. В 1927 году Ле Корбюз'е принял участие в конкурсе на лучший проект дома Лиги Наций в Женеве. Он создает проект, ныне давно уже всеми признанный шедевром архитектурного творчества. Жюри признало его проект лучшим, что отвечают всем требованиям и наиболее экономическим. Но, тем не менее, силы обветшалого академизма еще были в большинстве - проектов отвергли - к торжеству всех реакционерив.

Интересно, что первое свое большое произведение Ле Корбюз'е осуществил в СССР, где много мечтаний зодчего-новатора стали реальностью. В 1928-1933 годах Ле Корбюз'е проектирует и строит в Москве Дом Центросоюзу - ныне Центральное статистическое управление - на улице Кирова. Дом рассчитан на 3500 служащих, обеспеченных всеми необходимыми условиями комфорта, большим центральным холлом, столовой, залом собрания. Ле Корбюз'е придумал для этого дома специальную систему кондиционування, что в те времена по техническим причинам невозможно было осуществить. Отсутствие этой системы, к сожалению, отрицательно отразилось на эксплуатации дома. В дальнейшем пространство между поддерживаемыми дом сопротивлениями было застроено, это лишило творение Ле Корбюз'е первозданной легкости, стройности.

Здание Дома Центросоюзу в Москве - первенца советских административных домов нового типа - стала большим событием в развитии мировой архитектуры. Все здесь было новое: решение внутренних пространств, свободное планирование, лаконичное решение фасадов, построенных на контрасте застекленных поверхностей и глухих стен, облицованных артикським туфом. При строительстве Дома Центросоюзу были использованные все технические строительные достижения того рокив.

Пребывание в СССР сделало на Ле Корбюз'е глубокое впечатление: "В Москве разительное благосостояние всяких проектов: здесь планы заводов, фабрик, жилых домов, проекты целых городов. И все делается под одним лозунгом использовать все достижения прогресса".

В 1931 году Ле Корбюз'е принимал участие в конкурсе на лучший проект Дворца Советов в Москве. Вместе с ним работал его двоюродный брат, молодой талантливый архитектор П'ер Жаннере. Проект Ле Корбюз'е поражал остротой решения, в котором ощущалось и влияние советского конструктивизма. Симфония обнаженных конструкций, подчиненные им объемы, новые материалы.

В советской архитектурной когорте Ле Корбюз'е видел своих единомышленников. Много советских мастеров архитектуры и градостроительство работали одновременно с ним над теми же проблемами. Несомненно, они в свою очередь подвергли испытанию влияние Ле Корбюз'е.

Работа над грандиозным проектом Дворца Советов стала новым этапом в творчестве Ле Корбюз'е. Однако его проект вызвал много споров, главным образом потому, что, увлекшись конструктивистскими идеями, Ле Корбюз'е не учел характера окружающей застройки и его решения не соединялось с исторически сформированным видом старинной Москвы.

В 1929-1931 годах Ле Корбюз'е в соавторстве с Пьером Жаннере свел одну со своих значительных зданий в Париже - Дом Армии спасения. Здесь впервые в Европе была осуществлена система кондиционування воздух в дому, который имеет сложное остеклення, площадью 1000 квадратных метров.В 1930-1932 годах Ле Корбюз'е построило общежитие для швейцарских студентов в Париже, в студенческом городке. Это здание уже давно признано классическим произведением архитектуры, стала важным этапом в творчестве Ле Корбюз'е, но не все современники сумели оценить новое достижение мастера. Буржуазная печать даже подняла бешеную травлю, обрушивая потоки свары и на автора и на его создание. В 1928 году Ле Корбюз'е организовал Общество Международных конгрессов современной архитектуры (СИАМ).

Первый конгресс общества состоялся в 1928 году в замке Ла Сарра в швейцарском кантоне Цо. Потом для обсуждения проблем рационального строительства участники общества собрались в 1930 году в Штутгарти. В 1933 году в Афинах общество обсуждало проблемы градостроительства. Результаты этой работы легли в основу книги Ле Корбюз'е "Афинская хартия". В 1937 году в Париже СИАМ обсуждало проблему "Жилье и отдых". Неизменным руководителем на этих конгрессах был Ле Корбюз'е. При этом он ни на день не перерывал свою обычную кипучую деятельность. Он безвозмездно подготовил проект реконструкции города Алжира. Читал лекции, печатал статье, писал книги "Когда соборы были белыми" и "Лучистый город", излагая в них идеи совершенного человеческого поселения. Неисчерпаемая и целенаправленная энергия художника и борца возбудила международный интерес к вопросам градостроительной науки, которая понимается по-новому, к той современной архитектуре, которая сегодня все больше определяет лицо городов, стран и континентив.