Творчество Ле Корбюз'е


Ле Корбюз'е мечтал о больше - создании "солнечного города", "города для человека". Это було высшей целью его жизни, к которой его привели повсеместно возрастающие промышленные монстры.

Первоочередной своей задаче - созданию идеально работающего города - Ле Корбюз'е отдал много сил. Ее контуры были намечены в "Проекте города на 3 миллиона жителей" (1932), "Плане Вуазена" (1925) и особенно в "Лучистом городе" (1930).

Первой задачей градостроительства было предоставить горожанину все блага природы, а также создать условия для максимально быстрого обмена информацией. Отсюда огромная роль связи, транспорта, создание зеленых зон. Второй задачей было достижение единства архитектурного вида города, а третью задачу Ле Корбюз'е связывал с идеей воли человека в городе. Счастье полное лишь тогда, когда оно для всех. К сожалению, эти проекты не были осуществлены.

Ле Корбюз'е был не только практиком, но и наибольшим теоретиком современного зодчества, ярким пропагандистом его принципов, организатором и вдохновителем Международного конгресса современных художникив.

Ле Корбюз'е строил много. Его творения находятся на четырех континентах, они украшают города Франции, Германии, Швейцарии, Италии, России, Алжиру, США, Бразилии. Он мог бы построить и больше, если бы не консерватизм, недальновидность его сучасникив.

Через всю биографию Ле Корбюз'е красной нитью проходят препятствия. Это был выдающийся деятель, убранный миссией первопроходца, перед которым непрестанно сооружали препятствия. Ле Корбюз'е видел, как другие осуществляли то, что было, в сущности, его задумом.

Быть правдивым в творчестве означало для Ле Корбюз'е быть сучасним. "Быть современным - это не мода, это состояние, - подчеркивал он, - любой из нас должен принимать условия, в которых он живое, и приспособление к ним - его долг, а не выбор..."

Поэтическая мечта Корбюз'е о сближении человека с природой не имеет ничего общего с сентиментальной идиллией сельской жизни. Это - рациональное решение градостроительной проблемы, создание наиболее эффективной среды для работы и отдыха.

Ле Корбюз'е видит город как соединение отдельных элементов, которые его составляют.

При планировании города он применяет тот же метод, как и в решении композиции жилого дома. Только теперь жилой дом принимается им за первичную архитектурно-пространственную ячейку. В доме Корбюз'е усматривает основу нормального существования человека. Компоненты жилых домов образуют город, где все его сферы - транспорт, зоны работы, общественные центры - расположенные с учетом рационального обслуживания человека. Исходный пункт планирования его "Лучистого города"- жилой район.

Почти всегда место, где человек трудится - завод, деловой центр, возникало без учета его местожительства. Это создает мучительные трудности для населения. Ле Корбюз'е предлагает преодолеть их, создавая так называемые "линейные города". "Линейный город" Ле Корбюз'е не прямая на плоскости, а линия, положенная на реальный рельеф, которая вписана у него и использует наиболее удобные места для всех элементов города. Корбюз'е не приспосабливает к проекту природу, пейзаж к надуманной, абстрактной идеи, а, наоборот, включает город в конкретный пейзаж. "Я... предложил комплексную идею,- пишет Корбюз'е по поводу неосуществленного проекта планирования Алжира.- Она единым ударом рассекает тупики, в которые заходит слишком быстро возрастающий город. Я задумал "Лучистый город", расположенное в центре замечательного ландшафта: небо, море, Атласский позвоночник, горы Кабилий. Для каждого с 500 тысяч жителей... для каждого из них я предусмотрел небо, море и горы, которые будут видны из окон домов и создадут для их жителей благодатную и жизнерадостную картину".

В 1922 году появляется проект "Современный город" на три миллиона жителей. В этом проекте Ле Корбюз'е противопоставил гармоничное решение города хаотичной застройке городов капиталистического Запада.

Данный проект, не воплощенный в жизни, есть одним из ярких образцов идей урбанизма.Лучистым свой город называл Корбюз'е потому, что его центральную часть составляют гигантские стеклянные небоскребы - башни сложной конфигурации, геометрически правильно расставленные в пространстве. Комплекс башен окружен более скромной, но тоже многоэтажной застройкой, образованной непрерывной лентой "домов с выступлениями", незатейливый орнамент которых разрешает организовать просторные, хорошо озелененные жилые дворы.





Вернуться назад