Творчество Ле Корбюз'е

Главная - Архитектура - Творчество Ле Корбюз'е

3. Расцвет творчества

Развитие новых железобетонных конструкций дало возможность более всего эффективно использовать стандартные элементы и на этой основе создать новую архитектуру. В известных "Пятерых отправных точках современной архитектуры" Ле Корбюз'е четко сформулировал свои принципы.

"ПЯТЬ ОТПРАВНЫХ ТОЧЕК СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ"

1. Сопротивления - столбы: Дом на отдельных сопротивлениях! Раньше дом был забит в землю, в темных и чаще всего сырых местах. Железобетон дает нам отдельные сопротивления. Теперь дом в воздухе, высоко над землей; под домом находится сад, на крыше дома тоже сад.

2. Крыши - сады: Железобетон - это новый материал, который разрешает создать соединенную кровлю дома. Понимание технологии, экономии, удобства и психологии приводят нас к выбору крыши-террасы.

3. Свободное планирование: До сих пор стены дома были его несущими элементами, планирование дома целиком зависело от стен. Применение железобетона допускает свободное планирование. Этажи больше не будут отделяться один от другого, словно отсеки. Отсюда - большая экономия жилого объема, рациональное использование каждого кубического сантиметра, большая экономия материальных засобив.

4. Расположение окон вдоль по фасаду: окно - один из важнейших элементов дома. Новейшие средства раскрепостили окно, железобетон сделал действительную революцию в его истории. Окна могут быть протянуты вдоль всего фасада, от одного конца к другому.

5. Свободный фасад: сопротивления вынесенные за границы фасада, внутрь дома. Перекрытия крепятся на консолях. Отныне фасады - это легкие пластины изолирующих стен и окон. Фасад уволен от нагрузки"

Он впервые установил, что архитектура и градостроительство, или планирование населенных мест городского и сельского типа, в действительности представляют собой единую проблему, а не два отдельных вопроса. Архитектура и градостроительство требуют единого решения и припускают работу людей одной профессии.

Начиная с 1922 года, Ле Корбюз'е строит несколько небольших сооружений в окраинах Парижа в совсем новом стиле по пластике, композиции и форме. Это небольшие дому-виллы, мастерские для ближайших друзей-художников: живописца Амедея Озанфана в Париже, скульптора Жака Липшица в Булонь-сюр-Сен. Отдельные сопротивления поднимают над землей дом Ля Роша композитора Альбера Жаннере, брата Ле Корбюз'е. Свободное планирование внутренних помещений создает здесь необыкновенные, фантастические, но логически завершенные интерьеры. Плоская крыша - терраса с садом. Сад разбит и под сопротивлениями дома, и дом словно парит над зеленью. Извлеченные по горизонтали окна открывают вид на окружающую природу. Перед нами основные черты архитектуры Ле Корбюз'е, что мы видим во всех его - и малых и грандиозных - проектах.

В домах, построенных Ле Корбюз'е, торжествует новая архитектурная эстетика, жизнеутверждающая и глубоко человечная. Каждое новое здание становится событием в художественном мире. Его произведения и проекты публикуются во всех архитектурных изданиях, он всюду пропагандирует новое слово в архитектуре. А когда в 1923 году выходит его книга "К архитектуре", Ле Корбюз'е становится одним из ведущих теоретиков архитектуры XX век.В 1925 году вышла в свет капитальная работа Ле Корбюз'е "Градостроительство". Книга эта оказала большое влияние на развитие молодой градостроительной науки, она вызывает значительный интерес и в наши дни.

В 1930-середине х лет начинается новый этап в творчестве архитектора, отмеченная усилениям пластических и пространственных начал. В 1933 году, проектируя административный дом в Алжиру, Ле Корбюз'е изобрел систему сонцезахисних выступлений, которые покрывают стену и прибавляют ей пространственную глубину. Эта новая система разрешила Ле Корбюз'е отстранить со своих зданий черты аскетизма и окончательно отойти от концепции дома-коробки.

В 1938 - 1952 года Ле Корбюз'е работал над большими проектами, которые имели важнейшее социально-художественное значение. Это общественный центр Сен-Д'е (1945), "Жилая единица" в Марселе (1947- 1952) и Капитолий в Чандигархи (1952).

В общественном центре в Сен-Дье мастерски разработанные новые пространственные взаимосвязи. Отдельные дома спроектированы и размещены таким образом, что каждое из них создает свою собственную пространственную атмосферу и в то же время сохраняет тесная связь со всем комплексом. Все пространство комплекса заполнено объемами разнообразнейший формы, которые моделируют пространство, подобно современным скульпторам.