Творчество Ле Корбюз'е

Главная - Архитектура - Творчество Ле Корбюз'е

В 1947 - 1952 года на окраине Марселя был построен дом "Жилая единица", в котором "социальное воображение" получило трехмерное выражение. Марсельци называют его просто "домом Ле Корбюз'е".

Новаторство проекта заключается в его больших общественных учреждениях. Наиболее интересно в этом проекте размещения торгового центра приблизительно в середине по высоте дома. Пластические качества "Жилой единицы" делают его редким зрелищем с архитектурной точки зрения. В руках Ле Корбюз'е аморфный грубый бетон приобретал признака естественного камня.

Ле Корбюз'е считал, что бетон можно рассматривать как искусственный камень и показать его в своем естественном состоянии. Несколько лет потом в Англии появилось архитектурное направление, так называемый новый брутализм, что выходит из этой тенденции.

В 1942 - 1955 годах он разработал спираль модулора, размерную шкалу, по которой все строительство можно вести в человеческом масштабе. Корбюз'е ориентировался на движение человека - как она ходит, сидит, лежит. Он сам был в постоянном движении и погиб в семьдесят восемь лет, заплыв слишком далеко на Голубом береге в море.

Создание капеллы в Роншани (1955) относится к периоду нового расцвета творчества Ле Корбюз'е в 1953 - 1964 года. Спроектированный им павильон фирмы "Филипс" на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году был перекрыт гипербол-параболической оболочкой. На Брюссельской выставке были представленные и другие подобные конструкции, но им не хватало внутреннего напряжения павильона, созданного Ле Корбюз'е. К этому периоду относится также дом доминиканского монастыря в Ла Туретт возле Лиона, оригинальный внешний вид которого совсем не отвечает принятым канонам монастырских сооружений.

4. Выдающийся архитектор современности

В 1960-роботах х лет, как осуществленных - Центр искусств в Кембриджу (1961 - 1964), Дом молодежи и культуры в Фирмини (1961 - 1965), Центр Ле Корбюз'е в Цюрихе (1965 - 1967), - так и в проектах, работа над который была прервана его смертью, Ле Корбюз'е не сказал своего последнего слова. Во многом они являются продолжением начатого раньше и вместе с тем обнаруживают новый шаг в исследовании непростой проблемы архитектурного пространства, его организации и закономерностей восприятия.

Скульптурность форм зданий позднего периода - одна из рис, наиболее очевидных. Менее заметная, но настолько же важная их связь с живописью: единство пластических искусств, особое свойство их слияния характерные для творческой индивидуальности Ле Корбюз'е. Построенное, вылепленное, написанное им образует одно целое. То же можно сказать и о его литературных произведениях. Ле Корбюз'е написал более сорока книг, которые составляют естественное продолжение его творчества архитектора, художника.

С Ле Корбюз'е было нелегко работать. В отношениях с окружающими у него целиком отсутствовали отсутствуют понимания и понимания психологии людей, когда он сталкивался с сопротивлением или интригой. И все-таки в круге своих единомышленников он не был упертим.

Для осуществления новых идей надо было иметь смелость, сильный характер. Один раз мэр алжирской столицы потребовал арестовать Ле Корбюз'е только за то, что он слишком смело планировал застройку города.

Как и его современники, он непрерывно экспериментировал, стремился в совершенстве овладеть своими материалами, найти оптимальные способы их применения, разработать наиболее экономные, что подвергаются стандартизации и индустриальному изготовлению, конструкции. Ле Корбюз'е был прежде всего инженером и не мыслил архитектуру вне инженерии. Для него архитектура была в первую очередь царством точных математических расчетов. К такому пониманию архитектуры он пришел через увлечение живописью кубизма, и длительное время оставалось, как он сам себя называл, "почитателем прямого угла".В современной технике архитектор видел дух времени и именно в ней искал основы для восстановления архитектуры. "Учитесь у машин", - провозглашал он. Жилой дом должен быть сделанной и удобной "машиной для жилья", промышленный или административный дом - "машиной для работы и управление", а современный город должно жить и работать, как хорошо налаженный мотор.

В "машинном рае", где все слишком прямолинейно и холодно, человек ощутит себя рабом техники, рабом порядка. А нужно, чтобы дом, был не только "машиной для жилья". Это "место наших дум, соображений и, в конце концов, это... жилье красоты, которая приносит нашему уму настолько необходимое ему успокоение". Настоящий архитектор - это не только инженер, строитель, но и врач, психолог и обязательно художник и поет.