Творчество Ле Корбюз'е


Ле Корбюз'е старается раскрыть дом, создать новые возможности для связей между интерьером и экстерьером и внутри самого интерьера.

Дом представляет собой кубический объем, установленный на столбах. Это не сплошной массив; из юго-восточной и юго-западной сторон часть объема "вырезана" так, что, когда встает солнце, свет заливает весь внутренний простир.

Входной холл расположен на северо-западной стороне, но, чтобы попасть у него из дороги, нужно обойти дом из южной стороны. Фактически дом не имеет главного фасада, переднего или заднего фронтона, поскольку он открыт со всех сторон. Невозможно охватить виллу Савой взглядом с одной точки; эта композиция осуществлена в буквальном соответствии с пространственно-временной концепцией.

Однако Ле Корбюз'е не старался прибавить своим принципам значения нерушимых канонов. И он сам никогда не останавливался в своем развитии, вбирая у себя все новое, что появлялось вокруг него. Он оставался, верный своему принципу, который "архитектура - это состав ума, а не ремесла" (1936).

В 1927 году Международный конкурс на дом Дворца Лиги Наций в Женеве стал одним из самых значительных этапов в истории современной архитектуры. Впервые архитекторы бросили вызов рутинному академизму в проектировании монументальных административных домов. Хотя академия выиграла этот бой, но победа покачнула ее престиж; это была действительно пиррова победа.

Уже из самого начала было ясно, что с 337 представленных проектов особенно значительной и интересной была работа Ле Корбюз'е и Пьера Жаннере, что подтвердилось со временем. В чем заключалось достоинство проекта, который заставил жюри серьезно отнестись к новой архитектуре, которая раньше эти видные профессионалы считали эстетичной бессмыслицей? За несколько десятилетий выработался определенный стиль для официальных правительственных домов, он был почти одинаков в разных странах. И когда встал вопрос о дому в Женеве, официальные лица автоматически обратились к этому постоянному стилю. В проекте Ле Корбюз'е вопрос стилевой направленности были второстепенными; главное внимание мастер уделил целесообразной функциональной организации комплекса.

Жюри приняло решение, чтобы творцы четырех премированных проектов совместно разработали окончательный вариант в традиционно монументальном стиле.

Проект Дворца Лиги Наций Ле Корбюз'е остался нереализованным, но заложенные в нем принципы частично были осуществлены в дому Центросоюзу в 1928 - 1934 годах в Москве.

Приблизительно в тот же период в Париже появились два больших сооружения Ле Корбюз'е: приют Армии Спасения (1929 - 1933) и общежитие для швейцарских студентов в Университетском городке (1931- 1933). В обеих домах видный новый подход Ле Корбюз'е к использованию эстетичных средств. Дом швейцарского студенческого общежития- одно из самых утонченных и впечатляющих произведений мастера.Ле Корбюз'е создавал свои самые значительные произведения только после продолжительных и трудных поисков первичной архитектурной формы. Как бы ни был сложный план и объем дома, его укладывают из простых пространственных элементов. Эту возможность Корбюз'е нашел в железобетоне. На смену традиционным конструкциям пришла плита большого размера, поставленная на вертикальные, тоже железобетонные стойки -колоны. Тем самым стена освобождалась от нагрузки: колоны относились внутри дома и стена превращалась в плоскость, которая ограждает от внешнего пространства, если угодно, мембрану, которую можно навешивать на конструкцию. Идеальным для стены материалом было стекло.

Железобетон и стекло впервые в творчестве Корбюз'е получили свое принципиальное утверждение. Предшественники Корбюз'е, в том числе и его учителя Огюст Перре (1874 - 1954), в архитектуре фасадов все еще дежурили стену и прорез. Корбюз'е применяет сплошную ленту стекла.

Пространственная композиция состоит из принятых элементов, которые составляются каждый из двух этажей, связанных ступеньками. Эту простую форму Корбюз'е бесконечно варьирует, создавая многообразие жизненного пространства. Отдельные ячейки архитектор связывает внутренними коммуникациями, что он так и называет "улицей". Ле Корбюз'е в замкнутом пространстве своего жилого дома размещает все необходимые функции для обслуживания живучих в нем людей. Более всего четко этот принцип получил свое выражение в знаменитом марсельском жилом дому, построенному зодчим в 1952 году. К созданию первичной архитектурно-пространственной композиции Ле Корбюз'е пришел через применение стандартных строительных элементов. Корбюз'е видел в стандартизации не только удобство и удешевления строительства, но главным образом вариантоздатнисть. Он нашел новое художественное выражение путем применения стандартной детали.





Вернуться назад