Культовые сооружения города Коломыя


Духовное наследство.

Христианство начало распространяться в Галиции еще в Х столетии. В 1215 году в Испании был основан католический орден доминиканцив. Со временем его деятельность распространилась по всей Европе и продвигалась дальше восточнее. В 1246 году в Коломыи был основанный первый доминиканский монастырь, который просуществовал к началу XV ст. Позднее, в 1413 году король Владислав Ягайлончик заложил в городе вместо старого, новый монастырь. К тому времени это было наибольшее храмовое сооружение на земле Галиции. Но во время одного из жесточайших нападений турок и татар в 1589 году на Коломыю, он был уничтожен, монахи были порублены ,а их тела повешенные на монастырских мурах. В 1627 году, уже на новом месте, в районе настоящей ратуши строится монастырь, который просуществовал до 1788 года. После ликвидации ордена монастырь был закрыт, а на его месте, в 1855 году была построена греко-католическая церковь Святого Архистратига Михайла. Это сооружение в почти несмененном виде дийшла к нашим дням. Авторами иконостасу церкви и образов были известный украинский художник К. Устиянович и венгерский - Миклош. Сразу церковь стала ячейкой духовного и национально-культурного развития украинцев Коломыи. Настенные росписи храма выполнялись в несколько этапов коломийським художником В. Крицинським. В 1885 и 1892 годах при выполнении росписей ему помогали преподаватели гончарной школы С.М. Дубицький и С.М. Дачинський. Тогда были созданы образы Христоса Благословляющего, четырех евангелистов, хор ангелов. На стороже веры и национальной культуры стояли церковные братства, которые действовали при храме. Среди них: “Братство Святого Архистратига Михайла”, женское “Братство Пресвятой Семьи”, “ Братство святого апостола Петра”. Наидольше просуществовало “Братство Пресвятой Семьи”, основу которого составляли коломийськи женщины - прихожанки церкви Святого Архистратига Михайла. Братство просуществовало вплоть до 9 сентября 1955 года.

В советские времена церковь была подданная гонением. В 1946 году Сталин выдал распоряжение о ликвидации греко-католических храмов. С этих пор на Украине начинают закрывать греко-католические церкви, преследовать священников. По распоряжению местных органов советской власти деятельность церкви была прекращена, а помещение передано православной общине г.Коломыи. Только во времена независимости церковь была возвращена в лоно УКГЦ. Следует отметить, что греко-католические священнослужители не предали свою веру и в условиях подполья проводили свою деятельность. Безусловно, одна из ярчайший фигур на этом пути - фигура Владыки Кира Павла Василика. Свыше 50 лет подвижницькой деятельности священника, 20 лет тюрем, концлагерей, ссылок - такое его пожертвование на алтарь веры. К сожалению, 12.12.2004 г. перестало биться сердце первого епископа Коломийсько-Чернивецькой епархии УКГЦ. Похороненный Владика Кир Павел Василик возле стен Кафедрального Собора Преоскорбления Христового, строительство которого он начал в Коломыи, но не успел закончить. Отдать последний долг покойному съехались духовные лица УКГЦ из целой страны, а также представители католичества из ряда европейских держав.

В 1775 году в Коломыи, за проектом известного к тому времени итальянского архитектора Бернардо Меретина, в стиле бароко был построенный величественный приходский рифм-католический костел Девы Марии. Костел оставил заметный след в церковной жизни города конца XVII, начала ХХ столетие, объединяя верующих поляков, а кое-где - немцев и украинцев. Это был большой каменный собор, стены которого четко разделялись на ярусы и были украшены пышным архитектурным декором. Во время пожара 1830 г. храм частично сгорел, почти полностью был уничтоженный его внешний вид. Восстановительные работы длились вплоть до 1895 года. Во время реставрации значительно изменился внешний вид костела, был упрощен декор фасада, уменьшенное количество каменных деталей. По перессказам, к этому костелу ходили, в основном, простые люди, надеясь на заступничество Божьей Матери, поэтому его часто называли “простонародным”. В костеле находился чудотворный образ Пресвятой Девы Марии, или “Коломийськой Божьей Матери”. В 1939 году он был вывезен к Польше. Освященная копия этого образа сейчас находится в рифм-католическом костеле Святого Игнатия Лойоли по ул. Ивана Франко. В послевоенные советские времена костел Девы Марии был закрыт и после реконструкции внутренних помещений преобразованный в магазин “Детский мир”. С восстановлением украинской государственности, 1 декабря 1991 года храм был переосвящен и восстановил свою деятельность, как греко-католическая церковь священомученика Йосафата Кунцевича.Еще один интересный католический храм ХиХ столетие - настоящая греко-католическая церковь Святого Николая Чудотворца. В 1873-1875 годах жители немецкой колонии Багинсберг велели кирпично-каменный молитвений дом. Средства на его сооружение были собраны среди колонистов, а также поступили от религиозных общин Германии. 25 октября 1875 года храм был освящен и открытый для верующих. Накануне второй мировой войны состоялся массовый отъезд колонистов из Коломыи в Германию. Новоприбывшая советская власть отдала пустуючи помещение предприятию “Заготзбутльон”, которое начало использовать его для хранения лена. Более поздний помещение храма было передано для производственных потребностей завода “Коломиясильмаш”. Лишь в девяностые года здание было отреставрировано, переосвященная, и с 1997 года принадлежит греко-католическому прихода Святого Николая Чудотворца.

Рифм-католический костел Игнатия Лойоли отличается от других религиозных сооружений города в архитектурном плане. История возникновения этого сооружения началась из того, что в 1887 году зажиточная верхушка приходского костела Девы Марии, польская община города, обратились к руководству ордена “Общества Исуса” с письмом, в котором приглашали к себе отцив-езуйтив и разрешали им выстроить в городе костел. Соглашение об это была подписанная в 1895 году. Строительство проводилось за проектом и под непосредственным руководством инженера Н. Кжичковського. Смета проекта составила 50 тысяч золотых ринських. Много средств на строительство костела поступило от зажиточных католических родин Коломыи. С 1 октября 1897 года строительство было завершено. Почти сразу после открытия костел стали называть “господским”. Это указывало на то, что большинство прихода составляли зажиточные родини. Отци-езуйти привезли с собой большой сборник церковных и светских книг на разных языках. Часть этих книг сохранилась и теперь находится в фондах коломийського музея. Миссионерская деятельность езуйтив в Коломыи не ограничивалась просветительством. Они занимались благочиннистю, работали в больницах, исправимых закладах. В целях повышения уровня образования и распространение католической веры сред коломиянок в 1899 году было построено отдельное здание монастыря и специальной школы сестер-урсулянок. Кроме обучения и религии сестри-урсулянки занимались садоводством и городничеством. Теперь в этом помещении находится Коломийська гимназия им. М. Грушевского, а сад, заложенный сестрами-урсулянками и до сих пор дарит свои плоды ученикам гимназии.





Вернуться назад