Творчество Ле Корбюз'е


Один из преподавателей школы Леплатен'е открыл ему очи на окружающий мир. Он научил Ле Корбюз'е разбираться в шедеврах искусства, заинтересовал архитектурой, указал на необходимость непосредственного наблюдения жизни и привел привычку непрерывно делать эскизы.

На протяжении года Ле Корбюз'е путешествовал. Он побывал на Балканах, в Малой Азии, Греции, Риме. К тому, что Корбюз'е впитав от искусства бывших времен, прибавилось взятое им от в свое время, все, что в нем жило явным образом или что еще должно было появиться.

В 1909 - 1910 годах он работал в мастерские Перре в Париже, где учился, как использовать железобетон. В Берлине он недолго работал в мастерской Петера Беренса. Первая опубликованная Ле Корбюз'е книга появилась результатом этого опыта. Он посещала Вена и венские мастерской, но отказался от приглашения Йозефа Гофмана, известного ученика Отто Вагнера, работать разом.

В наше время, в эпоху узкой специализации, редко встречаются живописец и архитектор в одном лице. Ле Корбюз'е - один из редких исключений: в его режиме дня ранок был отведенный живописи, а послеобеденное время - архитектуре. Основой творчества Ле Корбюз'е в обеих областях есть его пространственная концепция. Архитектура и живопись - это только два разных инструмента, с помощью которых он выражает одну и ту же концепцию.

Конец XIX столетия знаменовался небывалым размахом строительства, огромными достижениями в науке и технике. Возникают новые смелые конструкции, применяются новые строительные материалы, новая строительная технология. И наряду этим оказывалась невозможность традиционных эстетичных концепций в искусстве архитектуры. В архитектурной среде происходило расслоение: одни старались осмыслить новые возможности, другие вопреки конструктивной логике старались спрятать новые конструкции за ошибочной декорацией обветшалых архитектурных стилив.

"В семнадцать лет мне повезло встретить человека без предрассудков, которая поручила мне здание своего дома. И в возрасте от 17 до 18 лет я построил этот дом с большим старанием и целой грудой волнительных событий. Этот дом, по всей вероятности, ужасный" (Ле Корбюз'е)

Дом этот был первым и последним в творчестве Ле Корбюз'е, вибудованим в духе декоративного 900-стиля х лет модерн. Ле Корбюз'е в 19 лет навсегда перевернул в своем творчестве эту страницу в истории архитектуры, чтобы никогда больше к ней не возвращать.

"Но из тех пор я убедился, что дом строится из материалов, рабочими, по разработанному плану и разреза и это определяет успех или неуспех произведения", - выводит для себя свой первый неизменный постулат будущий архитектор-новатор. Так, уже в начале столетия он задумывается о необходимости искать новые пути в архитектуре. Молодой Жаннере отказывается от канонических приемов и готовых рецептов архитектурных школ, от понятия об "большом вдохновении сверху”, что не имеет отношения к реальности.И в первом своем дому Ле Корбюз'е уже искал эстетичного единства назначения и формы, стремился поэтически осмыслить и органически включить архитектуру в окружающую природу.

С 1919 года Ле Корбюз'е поселяется в Париже. Обучение в Школе искусств Ла Шо-де-Фон дали свои плоды. В возрасте тридцати одного года он написал первую картину "Труба". До 1921 года относится открытие его проектной мастерской на улице где Севр. Технические проекты, теоретические книги по архитектуре сделали имени Ле Корбюз'е известным во всем мире. Он - участник Салонов в Париже, лектор в музее Современного искусства в Нью-Йорке по приглашению Рокфеллера, консультирует проект дома Министерства национального образования в Рио-де-Жанейро, в 1928 году создает схему очень практического автомобиля.

В 1914 году Ле Корбюз'е создает проект сборных серийных домов, названный им "Домино" (первая в истории архитектуры идея каркасного дома для серийного производства). Проект не был реализован и получил признание лишь в 1929 году.

2. Принципы домостроения

На 1920-начала х Ле Корбюз'е окончательно сформулировал принципы домостроения, которые оформились по названию пуризма. Свою позицию Ле Корбюз'е пропагандировал в в 1920- 1926 года журнале "Експри нуово" ("Новый дух"). Он сформулировал пять принципов: дом должен быть на столбах, с плоской крышей, с гибким внутренним планированием, ленточными окнами и свободно организованным фасадом. В них выражаются не только материальные, но и эстетичные стремления.

Опыт, приобретенный на строительстве жилых домов, разрешал оттачивать свои творческие установки. Наверное, в самом чистом виде они выражены в вилле Савой, построенной в Пуасси в 1928 - 1930 роках.





Вернуться назад