Скульптура Давней Греции


АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (VIII-VI СТ. К Н.Э.)

Скульптура архаического периода отличалась несовершенством, создавая, как правило, обобщенный образ. Это так названные куроси (юноши), именованные также архаическими Аполлонами. К нашему времени дошло несколько десятков таких статуй. Наиболее известная мраморная фигура Аполлона из Теней. На устах его играет характерная для того времени “архаическая улыбка”, глаза широко раскрыты, руки опущены и сжаты у кулаков. Принцип фронтальности изображения соблюден в полной мере. Архаические женские статуи представлены корами (девушками) в длинной ниспадающей одежде. Главы девушек украшенные локонами, самые статуи полные изящества и грации. До конца VI ст. к н.э. греческие скульпторы постепенно научились преодолевать сначала присущий их статуям статичность.

КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (V-IV ст. к н.э.)

Пифагор Регийский (480-450). Раскованностью своих фигур, которые включают как бы два движений (исходное и то, в котором часть фигуры окажется через миг), он могущественно оказывал содействие развитию реалистического искусства лепки. Современники захватывались его находками, жизненностью и правдивостью образов. Но, конечно, некоторые римские копии, которые дошли к нам, с его работ (как, например, “Мальчик, который вынимает занозу”. Рифм, Палаццо консерваторов) недостаточные для полной оценки творчества этого смелого новатора.

Большой скульптор Мирон, который работал в середине V ст. в Афинах, создал статую, которая сделала огромное влияние на развитие изобразительного искусства. Это его бронзовый “Дискобол”, известный нам по нескольким римским копиям, настолько поврежденным, что лишь их совокупность разрешила как-то воссоздать утраченный образ.

Искусство другого большого скульптора - Поликлета - устанавливает равновесие человеческой фигуры в покое медленном шаге с упором на одну ногу и соответственно поднятой рукой. Образцом такой фигуры служит его знаменитый “Дорифор” - юноша-копьеносец. В этом образе - гармоническое соединение идеальной физической красоты и вдохновенности. Поликлет задался целью точно определить пропорции человеческой фигуры, согласные с его представлением об идеальной красоте. Свои мысли и выводы Поликлет изложил в теоретическом трактате (к нам он не дошел), которому он дал название “Канон”.

Еще один большой скульптор V столетие - Фидий родился в Афинах и в совершенстве овладел искусством бронзового литья. Фидий отлив скульптурную группу с 13 фигур для Дельфийського храма Аполлона. Ему принадлежит и дванадцятиметрова статуя Афины Девы в Парфенони. Статуя Афины Парфенос была выполнена со слоновьей кости и золотая. Такая техника называлась Хризо-елефантинною. Но настоящую славу и наибольшую популярность принесла Фидию колоссальная статуя Зевса для храма в Олимпий. Она достигали 13 метров в высоту. Зевс сидел на троне из кедрового дерева. В правой руке он держал богиню победы Нику, в левой - скипетр, на котором сидел орел. Его лицо, руки и полуголое тело были сделаны со слоновьей кости, глаза - из драгоценных камней, плащ и сандалии - из золота. Эту статую ждала жестокая судьба - в V столетии н.э. она была уничтожена христианским духивництвом.

ПЕРИОД ЭЛЛИНИЗМА. (IV-I ст. к н.э.)

Как и в предыдущие периоды, скульптура оставалась неотъемлемой частью архитектурного обрамления эллинистических городов. Монархический порядок эллинистических государств и другое мировоззрение вызвали к жизни официальную, придворную тенденцию искусства, которая воплотилась в портретных и аллегорический статуях.

Сложное развитие ризноликих эллинистических государств породило создание многих художественных школ в скульптуре. И если в классическую эпоху процветала афинская школа пластики, то в период эллинизма на передний план выходят новые центры скульптурного творчества - Пергам, Александрия, Родос и Антиохия. Лучше всего известные произведения пергамской школы с характерной для нее патетикой и подчеркнутым драматизмом скульптурных изображений. Так, монументальный фриз Пергамского алтаря, выполненный в очень высоком рельефе, передает битву олимпийских богов с восставшими против них сыновьями Земли - гигантами. Гиганты гибнут, их фигуры выражают отчаяние, страдание, фигуры олимпийцев, напротив, спокойные, воодушевленные. Также не менее выразительная и полная драматизму круглая скульптура пергамской школы.

“Умирающий галл”, “Галл, который убивает свою жену” - замечательные образцы патетики и пафоса пергамського искусства, мужественного и прекрасного.

Традиции искусства Скопаса унаследовала одна из наизнаменитейших эллинистических статуй - “Ника Самофракийская”. Статуя богини победы была сооружена на острове Самофракия в честь победы родоського флота в 306 г. к н.э. Установленная на пьедестале, который напоминает нос корабля, она стояла когда-то, трубя в рог, на высоком утесе на березе моря.





Вернуться назад