Деревянная архитектура Покутья


Сохранились памятки ХVи-ХVии ст. религиозного культа. Например колокольни. Колокольни относятся обычно отдельно от церквей, временами даже в значительном отдалении от них. Лишь в тех местностях которые были в соседстве к Западу строили колокольни вместе с церковью (Лемковщина, отчасти Бойкивщина, Закарпатье, Слобожанщина). Хотя старейшие сохраненные образцы деревянных колоколен походят с начала ХVи ст. (Поты лич), но ряд данных указывает на их давнюю местную культуру, которая достигает пор готики. Знаем также, что на Украине церкви и особенно монастыри приспосабливались к оборонительным целей не только в средневековье но и в столетиях ХVи-ХVиии.

Сохраненные образцы деревянных колоколен, особенно в Западной Украине, говорят об особой давности архитектуры форм - большую, как формы самых церквей, возле которых они стоят.

Конструкция колоколен бывает двух родов - старшая - рубленная из брусьев или виблекив, сложенных в поземном положении, и новиша, которая встречается чаще, - слупово-хрещата.

Позднее, основной тип колоколен, который мы очертили выше, по мере распространения на целой Украине часто упрощался, а размеры колоколен уменьшался. И вместе из тем в руках народного мастера эта простая схема приобретает необычно большое разнообразие форм. Пропорции масс бесконечно меняются. Форма их необычно разнообразная - квадратная, с напивкруглим. елипсним или шестиугольным окончаниям, треугольная, пятиконечная, шестиугольная, округлая, елипсна, в форме сегменту, пол эллипса и т.д. Квадратные колокольни, побильшуючи свои размеры и количество этажей, временами вырастают в составе архитектурные композиции с широким описанием, прекрасно резными колонками и крытыми галерейками, которые в свое время были распространены в городских домах. Образцом таких роскошных строений могут служить колокольне ХVиии ст. в Печенижини (пов. Коломыя), Ясеници Замковой (пов. Самбир), а также на Волыни, Киевщине и Полтавщине.

наметить историческое развитие церковного деревянного строительства тем тяжелее, что в разных местностях встречаются некоторые отличные типы строения, - изменение форм не везде наступало одновременно в зависимости от мировых стилив.

Такой окраиной есть передовсим Бойкивщина в Карпатах. Здесь запрятался очень интересный упроченный тип строений, первоначальный наипрежде относительно своей конструкции. Особого внимания заслуживает конструкция и самый способ строительства бойкивських церквей. Ступинчасто-пирамидальне перекрытие бойкивських церквей свидетельствует о необыкновенной давности.

Оригинальный вид бойкивських многоэтажных церквей с многочисленными ступенчатыми переходами и досками давал повод некоторым исследователям и любителям искать сходства с норвежскими церквами и даже индийскими погодами.

Подавляющее большинство бойкивських церквей построенная в ХVиии ст. - лишь одна, возможно, в 1641 г. (перекрестная на Закарпатье) - но в старейших церквях соседних из Бойкивщиною местностей, баланс предприятия даже н целой Галичской равнине и Волыни, встречаем признака того самого “бойкивського”, то есть первоначального, типа церквей из пирамидально-ступенчатым перекриттям.

ТИПИЗАЦИЯ УКРАйНСЬКОО ДЕРЕВЯННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Пирамидальная форма перекрытия срубов, как примитивная и простейшая, могла задержаться лишь в глухих закоулках, которым есть, например, Бойкивщина - на равнине развитие деревянного строительства шло дальше. Передовсим появляются восьмигранный пидбанник.

Восьмерка с клином-межилучником постоянно употребляется в церквях Гуцульщини. Вообще гуцульские строения имеют свои особенности и создают к определенной мере отдельный тип. Происхождение п'ятизрубной крещатого деревянного строения на Украине еще в надлежащей мере не освещено.

Характерные особенности гуцульских церквей, кроме крещатого заложення, есть такие. Средний квадратный сруб переходит вверху в восьмерку, перекрытую высоким восмибичним стоговым перекрытием с небольшим заломом круг гзимсу.

П'ятизубни строения, кроме сжало гуцульской территории, распространенные также в соседних к Гуцульщини землях - на Буковине, в Галиции (в уездах Коломыя, Снятин, Калуш, Станислав). Относительно п'ятибанних церквей на п'ятизрубному заложенни, то их в Галиции очень имело и то преимущественно новиших времен. Довольно распространенные они на Киевщине, Полтавщине, Слобожанщине, известные также на Подолье и совсем редкие на Волыни и Черниговщине.Определенные отличия дают строения Буковины и Закарпатья. На этому последнему, особенно в горах, целое строительное искусство было занесено из Галиции, о чем свидетельствуют и самые архитектурные формы, и даже подписи мастеров-строителей и мадьяр, которые приходили из Галиции, особенно в ХVии-ХVиии ст. Здесь можем назвать два ясно очерченные типа. Первый - в Карпатах от Вижня Верецького к Воловьему - имеет типичную для украинского строительства тридильнисть, но бабинець и средний сруб, а временами и все тни срубы, перекрытые общей крышей на четыре склона. Над бабинцем, АН довольно высокой башне квадратного заложення властвует бароккова купол. Однако на этой башне, за украинским обычаем, звонов не цепляют, а строят отдельную колокольню. Второй тип - на Закарпатской равнине от Хуста до Рахова - псевдоготического характера; подражает формам готических строений Венгрии и Симигорода. Особенность этих строений есть очень высокая, узкая башня над бабинцем, завершенная высоким остроконечным псевдоготическим перекриттям.





Вернуться назад