Деревянная архитектура Покутья

Главная - Архитектура - Деревянная архитектура Покутья

Кроме того, есть еще специальный тип церквей, что постав вследствие чисто хозяйственных отношений материальной невозможности бидниших жилье. Вообще же на Буковине распространение так называемый нормальный украинский тип - украинский тип трибильной церкви с тремя или одним куполом.

Выразительную группу составляют церкви Подолья и Волыни - тризрубни с одного и тремя куполами. Старшие образцы этих строений, которые сохранились преимущественно в западной и центральной части Подолья, имеют над бабинцем и алтарем обычное перекрытие, тогда как средний сруб перекрыт восьмигранным невысоким и малоразвитым куполом.

ЧТО к Галичской равнине можно указать на незначительные отличия в строениях Центральной, Северной и Западной Галиции. Но и в этих двух последних округах строительство имеет некоторые особенности лишь потому, что сохранило определенные архаизмы - в северной части (Рава Русская, Сокаль) - спокойные формы ренесансових куполов.

Строения Среднего Приднепровья отмечаются большой видовженистю форм и - влиянием главным образом стиля рококо - утонченными и легкими куполами.

На Слобожанщине деревянное строительство явилось только что в ХVиии ст. руками тех переселенцев, которые приходили из Правобережье. Все-таки под влиянием своих пор, социальных отношений, географического положения и других обстоятельств слобожанськи церкви отличные в деталях - при большом количестве этажей нижние части значительно масивниши, тогда как верхние и особенно шарообразные маковки - очень тонкие, временами даже непропорционально к основе. Сохраненные замечательные образцы п'ятибанних церквей Приднестровья принадлежат к высочайшим достижениям украинской строительной умилости.

Деревянные строения других христианских культур сохранились в очень ограниченном количестве в Западной Украине.

ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА ПОКУТЬЯ

Покутье охватывает Коломийський, Снятинський, Городенкивський и немножко Косовського района.

Этим краем начали интересоваться исследователи еще в конце ХVии - поч. ХиХ ст. Сюда путешествуют не только географы, этнографы, а и писатели, поэты, художники, лингвисты, композиторы. Покуття - родина выдающихся людей. Здесь черпали вдохновения для творчества Иван Франко, Михаил Коцюбинский, Владимир Гнатюк, Василий Стефаник, Филарет Колесса, Игнат Хоткевич.

На Пруте, которое имеет интересную и захватывающую историю возникшая и развивается такая специфическая форма классовой борьбы крестьян, как карпатское опришкивство, здесь прославили себя легендарный народный мститель Алексей Довбуш, Василий Баюрак, Иван Бойчук.

Материалы об истории Покутья сводятся к своеобразным хронологическим записям. Некоторые свои разведки посвятил Покутью польский дворянский литературовед, фольклорист Вуйцицький.

В 50-х г. ХиХ ст. появляются исследование, где поднимаются вопрос, связанные с историей Покутья. Если в небольших разведках краеведов В.Поля и К.Видмана речь идет о гуцулах лишь в общем этнографическом плане, то в работе польского историка, известного археографа А.Бельовського “Покутье” встречаем ценные исторические факты об этих землях, в частности об опришкивський движении. С фактологичного стороны его исследования ценное тем, что автор, знаток архивов, ввел в научное обращение значительную часть документального материала. Ему удалось впервые проявить важные исторические источники о движении повстанцев, начала и середины ХVиии ст. - так называемые черные книги Станиславского городского суда. Именно на основе этих актов Бельовський и написал свою разводную “Покутье”.

В других тогдашних разведках авторы большей частью исследуют этнографию Покутья. В подорожных письмах русского ученого В.Кельсиева втор описывает покутську территорию.

Ценным источником истории и этнографии Покутье есть мемуары польского фольклориста Ю.Туринського, в которых он отобразил свои наблюдения от путешествия по Покутье в 80-х г.

Среди исследований Покутья второй половины ХиХ ст.. следует отметить монографию польского прогрессивного этнографа О. Кольберга, написанную н основе собранных им в 60-70 г. этнографических материалив.