Инженерный гений рифму - колизей, пантеон

Главная - Архитектура - Инженерный гений рифму - колизей, пантеон

Самым знаменитым памятником Траяна в Риме считается его форум Траяна, сведенный Аполлодором Дамаскским (109 - 113 г. н.э.).

Среди всех императорских форумов (Цезаря, Августа, Веспасиана, Нервы, Траяна), что порастали вокруг старого Форума Романум, это наиболее красивый и значительный. Он состоял из прямоугольной площади, окруженной сквозной колоннадой с входом - Триумфальной аркой, а также из двумя могущественными полукружиями по боковым сторонам. В центре площади поднималась конная статуя Траяна из бронзы, покрытая позолотой. Не было ни кусочка голой земли, покрытой травой - весь Форум Траяна был вымощен красивыми мозаиками из драгоценных пород мрамора.

На площади так же стояла посвященная Траяну колонная. Она увековечила покорение Дакий (страны на территории современной Румынии). На высоту 38 метров по ней вился свиток с рассказом о двух походах в Дакию. Раскрашенные рельефы колонни изображали сцены жизни дакив и плена их римлянинами. Император Траян фигурирует на их рельефах более восьмидесяти раз. Статую императора наверху колонни со временем заменили фигурой апостола Петра.

На площади стояли так же статуи побежденных неприятелей, был устроен храм (пятинифна, базилика) в честь божества - заместителя Марса Ультора, были две библиотеки - греческая и латинская. К правому от входа полукругу площади присоединялся пятиэтажный дом рынка. Композицию завершал двор и храм Траяна.

Адриан, который правил вслед за Траяном, был приверженцем всего греческого. Построенные при Адриане памятники свидетельствуют, что он жил не в реальном мире, а в мире мечты. Император очень любил юноши с Вифиний (область в Малой Азии) Антиния, в котором видел воплощение греческой красоты. Антиней погиб во время путешествия по Нилу и был обоготворенный. Адриан сам создавал проекты храмов (храм Венеры и Роми в Риме), писал стихи.

Не удивительно, что именно при Адриане (около 125 .) был созданный один из самых духовных памятников мировой архитектуры. Правда, Адриан считал, что он лишь переработал сооружение, который начал строить Агрипп, зять Августа. Пантеон - “храм всех богов” - находится ныне в центре Риму. Это единый памятник, не перестроечный и не разрушенный у Средневековье. В нем что-то близкое не только римлянинам, людям античной эпохи, но и вообще человечеству. Храм всех богов - это храм самой божественной идее.Построенный Аполлодором Дамаскским, он представляет собой классический образец центрально-купольного дома, наибольшего и сделанного в античности. Ротонда Пантеона извне делает впечатление торжественного каменного массива. Глади стен противопоставленный с севера могущественный портик коринфського ордеру со ступеньками. Главным, впечатляющего зрителя в Пантеоне, - есть интерьер с огромным цельным пидкупольним пространством, торжественно величественным и гармоническим. Пропорции Пантеона совершенные - диаметр куполу (43,5 м) почти равняется высоте храма (42,7 м), а поскольку высота стен равняется радиусу его, в пидкупольний пространство вписывается шар. Бетонный купол весом 46 тонн имеет форму полусферы, которая покоится на цилиндрической опоре. Круглое девятиметровое отверстие (“Ока Пантеона”) в вершине купол-источник света, который прибавляется потоком и озаряет нерасчлененным пространством интерьера. Сосредоточенность освещения в высшей центральной точке заставляет зрителя остро воспринимать высоту купола. Уже в древности было отмечено, что покрытие гигантской ротонды куполом укладывало в себе символическое воспроизведение небосвода. Это решение было продиктовано целью создания “храма всем богам”, не только жилья божества, как это было у греков, но и священного просторную, в котором бы находились те, что молятся. Простоте четких геометрических форм внутреннего пространства отвечает строгость обрамления. Стены облицованы цветным мрамором, а их пластический декор рассчитан на постепенное облегчение архитектурных форм кверху. Интерьер имеет три яруса. Нижний расчлененный колоннами коринфського ордеру и высоких ниш со статуями. Расположенный над ним аттиковий сверх с ошибочными окнами и пилястрами завершается антаблементом. Купол разделен пятью кольцевыми рядами кассет, которые уменьшаются кверху. Своими отвесными членениями кассеты перекликаются с пилястрами и колоннами и поднимаются кверху, по меридианам, замыкая купол, а горизонтали кассет будто вторят линиям карнизу. Обнаруживая глубиной рельефа толщу купольного перекрытия, кассеты усиливают впечатление его материальности. Ордер Пантеона создает будто переход от огромного масштаба дома к человеку. Покой, внутреннюю гармонию, отход от земной суеты в мир духовности - вот что давал Пантеон видвидувачам.

Образная сила Пантеона - в простоте и целостности архитектурного замысла. В дальнейшем наибольшие зодчие стремились превзойти Пантеон в масштабах и совершенстве воплощения. Античное чувство меры осталось недосяжним.

Такое же нематериальное содержание было заключено и в вилле Адриана в Тибури (ныне Тиволи).

Здесь были Золотая площадь с главным домом причудливой формы, в основе которой лежал крест с выпукло-вогнутыми формами, морской театр и библиотеки. Любимые Адрианом колоны эффектно отбивались в водах бассейна. Вилла представляла собой своеобразный музей: здесь были сведены архитектурные сооружения, которые воссоздают образы прекрасных оригиналов, которые встречались императору во время его путешествий. Была Темпейська долина, увиденная в греческой Фессалии. Был афинский Пестрый портик, когда-то украшенный фресками знаменитых мастеров. Было и “подземное царство”. Вилла Адриана - идеальный музей, собрание художественных редкостей. Не случайно там нашли копии известных произведений прославленных греческих скульпторив.