Георгиевская церковь на казацких могилах под Берестечком


Над подземной церковью, подземным иконостасом Параскеви-П'ятници размещено первый наземный торжественный иконостас просто неба. На со-лею перед надворным иконостасом выходит световой колодязьлихтар - свет из него падает столбом на стеклянный саркофаг, размещенный в церкви Параскеви-П'ятници. А церковным куполом, сакральным „небом" Георгиевской церкви становится настоящее небо над „козацькими могилами".

Сравнение с пещерными храмами довершает подземный хидник, который совмещает перенесенную из села Остров деревянную церковь св.Михайла с гробницей и церковью Параскеви-П'ятници. Существует пересказ, который именно в этой церкви молился Богдан перед битвой. И хотя это только легенда, но давняя церковь, внутри которой сквозь отверстие в поле широкие ступеньки ведут к подземелью, словно в глубь веков, е материализованным связующим звеном между историческими временами.

Символизм, исторические экскурсы в далекую давность весьма характерные для начала XX век. В данном разе они метко виддзеркалюють глубокий смысл храма-памятника. Но на этом историко-культурные наслоения далеби не исчерпываются, они охватывают почти все грани архитектурного замысла.

Снова обратим внимание на план и обсягово-просторови особенности наземной части здания. Ответвление креста, которые выступают наружу во всех крещатых украинских храмах, имеют граненую форму, которая создает кроткий переход от одного объема к другому. Краеугольные камеры большей частью прямоугольные, но есть граненые и полукруглые. План Георгиевской церкви в наземной части отличается четкими формами хорошо выдвинутых пятигранных ответвлений креста и трехгранных краеугольных камер. Но дальше обсягово-просторова композиция отходит от распространенного традиционного типа дев'ятидильной церкви.

По обыкновению краеугольные камеры меньшие по плану и высотой, большей частью двухэтажные. В Георгиевской церкви они почти одинаковые. Подавляющее большинство этих храмов упроченного типа имеет пять верхов. Над краеугольными камерами верхов нет. Девятью верхами было увенчано сначала Тройцьку в Плотности и Спасопреображенську церкви в Больших Сорочинцях. Но краеугольные верхи были значительно низшие, а позднее их совсем сняли. В стороне стоит деревянный собор в Новомосковскую, который имеет. равнозначные по плану и высотой камеры и девять верхов. Однако характерная выразительная композиция, образованная высокими багатозаломними срубами, исключает мысль о прямом использовании его как першовзору. Кроме того, три верха Георгиевской церкви отсутствуют, т.е. наземная часть не подобный дев'ятиверхого храма.

Если окинуть глазом наземную часть церкви в целом, то она на самом деле очень вскидывается на старинный п'ятиверхий крещатый храм, а именно - знаменитейшую церковь в Низкиничах на Волыни. Причем похожая не отдельными деталями (они в самый раз разные), а своим образом.

Уместно привести сравнение с известными произведениями О.Щусева - его церковными сооружениями в Украине. Так, Тройцький собор Почаевской лавры, сведенный в 1906-1912 годах, подобный своему прототипу - собора Антониевого монастыря в Новгороде и одновременно является отражением всей древнерусской архитектуры. Или храмик в Наталивци (1911-1913) является нагадом о небольших псковских церкивци Василия „на бугорке" или Николая „со Усохи".

В Спасской церкви в Наталивци Щусев употребил интересный прием органического слияния в одном сооружении совсем разных исторических першовзорив. Если самая Наталивська церковь является контаминацией разных древнерусских мотивов с преобладанием псковского, то колокольня имеет за прототипа распространенную в Украине деревянную колокольню. Зрубний четырехугольный низ и каркасный верх в виде восьмерик стилизован в камне. На это особенно указывает характерная деталь - кутас, что возникает, когда восьмерик ставят на нижнюю четверню. При такой, казалось бы, несовместимости исторических мотивов явилась очень красивая целостная композиция.В „козацьких могилах" объединено на одной территории настоящую деревянную церковь XVIII век и церковь начала XX век в стиле модерн, созданную и вдобавок контаминацией многих исторических прототипов и отдельных деталей.

Церковь в Низкиничах, кажется, является стержневым образом всего ансамбля „козацьки могилы". Построенная на Волыни 1653 года, она является свидетелем событий Хмельнитчины и начинает ряд выдающихся п'ятибанних крещатых храмов, которые отличаются стройной пирамидальной композицией масс. Она сначала была окружена глубоким рвом, валом и деревянными рубленными стенами.

Мемориальный ансамбль „козацьких могил" создан тоже в виде уфортификованого двора, с мурами и искусственными рвами. Центральное сооружение его - Георгиевская церковь. Самое такое решение напоминает символически боевой казацкий лагерь. Хотя немного театрализованные формы мурив и башен, известные нам из перспективного рисунка, напечатанного „почаевском листке", далекие как от одного, так и от второго прототипа.

Именно Георгиевская церковь взыскивает совсем другое впечатление, если осмотреть ее из разных сторон. Когда исподволь обходить сооружение от главного западного лба, то замечаешь: все подчинена идеи суровой торжественности. Большая арка, которая приоткрывается на плоскости фасада-перекроя, есть не только острым архитектурным приемом, а и символическим олицетворением триумфальных ворота. Тимпан арки содержит в себе иконостас, изготовленный из красного и черного гранита с георгиевскими крестами и замечательными иконами кисти Ивана йжакевича. Всю плоскость над иконостасом заполняет композиция „голгофа" этого маляра. Такая значительная площадь малювань на фасаде поражает. И этот прием имеет двойной смысл. Разрисованный грандиозный тимпан, который контрастирует с чистой поверхностью арки - это изображение покрытого фресками внутреннего пространства церкви, а со второй стороны - продолжение давней традиции. Надворные рисование украшали фасады величественных памяток прошлого, например, Успенского собора Московского кремля или Тройцькой надбрамной церкви Киево-Печерской лавры, где разрисовано всю западную стену церкви.





Вернуться назад