Инженерный гений рифму - колизей, пантеон


Выступающий антаблемент и аттик над ним, контрасты света и тени усиливают пластическую и живописную выразительность форм. Среднюю часть арки над архивольтом замыкают две летучие фигуры богини победы - Виктории, выполненные в невысоком рельефе. Они будто венчают победителя. Пространство арочного пролета расширяется кассетами свода (небольшие углубления на поверхности или стелы свода, которые имеют чаще всего квадратную форму) и настенными живописно трактованными рельефными композициями, которые изображают торжественный ход триумфатора и легионеров с трофеями, захваченными в храмах Иерусалиму. Построение высокого рельефа, его светотеневые эффекты усиливают ощущение глубины пролета арки. Бушующие движения легионеров точно вырываются из плоскости рельефа в реальное пространство. Пафос их жестов будто вторит триумфальной теме архитектуры. Раскрашивание и позолоту усиливают живописность и жизненность сцены. Изображенные внутри арки сцены отвечают моменту прохождения через нее, таким образом зритель невольно приобщается к действию, будто становится участником сцены. Наверху статуя императора на колеснице, запряженной четверкой коней.

В аттике был похоронен порох Тита. Арка была архитектурным сооружением, постаментом для статуи и одновременно мемориальным памятником. Там прятали лишь людей с особой харизмой (в переводе с греческого - “милость”, “божественный дар”), т.е. наделенных исключительными личными качествами - мудростью, героизмом, смелостью. Цезаря на Римском Форуме, Тита в его арке, Траяна в цоколе его колонны. Другие граждане покоились вдоль дорог за городскими воротами Риму.

Позднее были сооруженные сложные трипрольотни триумфальные арки: Септимия Севера (конец ии ст. н.э.), Константина (Vи ст. н.э.).

Большое место в жизни римлянинов занимали зрелища. Театры и амфитеатры характерные для античных городов. Еще в период поздней республики в Риме сложился своеобразный тип амфитеатра. Последний был целиком римским изобретением. Если греческие театры устраивались под открытым небом, места для зрителей располагались в выемке холма, то римские театры представляли собой самостоятельные замкнутые многоярусные дома в центре города с местами на концентрично сведенных стенах. Амфитеатры назначались для гурьбы жадных к зрелищам низов столичного населения, перед которой в дне праздников разыгрывались бои гладиаторов, морские бои и т.п.

В 70-80 г. н.э. был сооружен грандиозный амфитеатр Флавийв, что получил название Колизей (от латинского colosseus - “огромный”). Он вибудований на месте разрушенного Золотого дома Нерона и принадлежал к новому архитектурному типу домов. В Греции когда-то были только театры, которые устраивали на естественных склонах холмов и полей. Римский Колизей представлял собой огромную чашу со ступенчатыми рядами сидений, (замкнутую извне кольцевой елипсовидною стеной. В амфитеатрах давали разные спектакли: морские бои (навмахий), бое людей с экзотическими зверями, бое гладиаторов. В солнечные дни над Колизеем натаскали огромный парусиновый навес - велум, или веларий.

Колизей - наибольший амфитеатр античной эпохи. Он вмещал возле пятидесяти тысяч зрителей. Могущественные стены Колизея (высота 48,5м) разделенные на четыре яруса сплошными аркадами, в нижнем этаже они служили для входа и выхода. В плане Колизей представляет собой эллипс (156X198м); центр его композиции - ныне разрушенная арена, окруженная ступенчатыми лавами для зрителей. Эллипс наиболее полно отвечал требованиям динамики зрелищ, которые разворачиваются - гладиаторских боев. Он давал возможность максимально активизировать зрителя, приблизить места привилегированной публики к арене; что спускались воронкой, разделялись соответственно общественному рангу зрителей. Внутри шли четыре яруса сидений, которым извне отвечали три яруса аркад: дорическая, ионическая и коринфська. Четвертый ярус был глухим, с коринфськими пилястрами - плоскими выступлениями на стене. Пилястры, которые членят стену, коринфського ордера не поднимают монолит дома, изложенного из серого травертина.Внешний вид Колизея с его могущественным упругим овалом преисполнен суровой энергии. Это ощущение создается не только огромными масштабами дома, но и обобщением основных форм, торжественной мощью простых ритмов. Внутри Колизей очень конструктивный и органический, целесообразность соединяется в нем с искусством: он воплощает образ мира и принципы жизни, которые сформировались у римлянинов к и ст. н.э.

Правлением двух императоров испанцев приоткрывалось ии столетие. Они были провинциалами, но из патрицианской среды. Это Траян (98 - 117 г.) и усыновленный им Адриан (117 - 138 г.). При правлении Траяна Римская империя достигла пика своего могущества. В дальнейшем она будет стараться лишь сохранить то, что было завоевано Траяном. Этот император держался с достоинством лучшим из всех в римской истории. На портретах он выглядит человеком мужественной, суровой, но не простым воином, а умным и смелым политиком.

Траян много сделал для своей родной Испании. В ней до сих пор можно увидеть два созданных при нем мосты - мост в Алькантаре через реку Тахо (ныне Тежу) и акведук в Сеговий. Оба принадлежат к шедеврам мировой архитектуры. Мост в Алькантари одноярусный, но с очень высокими прорезами. Он завершается простым карнизом, в центре которого, над проездной частью, переброшенная арка. Акведук в Сеговий - двохярусний, с узкими высокими пролетами - может казаться однообразным через повторяемый ритм его равновеликих арок. Он сплошь рустован (от лат. Rusticus - “сельский”, “грубый”, “неотесанный”), т.е. составленный из грубо обработанного камня. Это делает акведук естественным, близким к природе, с которым он гармонично соединяется.





Вернуться назад