Дзвинници Закарпатье


В 1988 г. в Галиции, а потом и в Закарпатье началось движение за свободу религии и легализацию Греко-католической церкви. В ноябре 1988 г. греко-католикам повернуто право на регистрацию своих общин. Уже 23 января 1990г. в Льве был проведен Собор УГКЦ и ныне она имеет полноценный духовный центр на Родине. До 1990 г. на Закарпатье зарегистрировано 132 греко-католические общины, в 60-ты храмах служили греко-католические священники. В 1993г. в Ужгородской кафедре 3движення Честного и Животворящего Креста впервые прозвучала Служба Божья на украинском языке.

В условиях независимой Украины все конфессии получили право свободного развития. Напряженная ситуация сохраняется в отношениях между православными и греко-католиками на Закарпатье. Точится борьба за храмы, монастыре, церковное имущество. Надеемся, что идея украинского христианского екуменизму снимет это напряжение и все церкви возьмут участие в развитии Украинского государства.

Раздел ии. Деревянные церкви Закарпатья

С давних времен украинце строили из дерева.

Закарпатье, как и Украинские Карпаты в целом, есть тем счастливым местом, где каждая историческая эпоха оставила по несколько выдающихся пам'яток.

Карпаты - место встречи восточной и западной церковных архитектурных традиций. Отсюда - богатство форм культовых сооружений, разнообразие стилей и их вариантов. Подорожный восторженно будет наблюдать за изменениями форм и художественных деталей деревянных церквей от Ужка до Ясиня, от Прислопа до Сокирници, в верхориччи Латорици, в долинах Репниний, Реки, Боржави или Тисы.

Традиционная классификация различает в Закарпатье 5 стилей: лемковский, бойкивський, гуцульский, барочный и готический, а также два пидстили - середньогуцульський и стиль "ампир" в верхориччи Тересви. В пределах стилей различаем несколько вариантов. Все названия стилей есть довольно упроченными и передают содержание того или другого стиля, а регионы их распространения, по обыкновению, отвечают бассейнам год и долинам (например, барочная церковь верхориччя Латорици, или барочная церковь долины Репинки), что и предопределяло возникновение стиля и его вариаций. Вместе с тем сроки "барочный", "готический", "ампир" есть весьма условными, так как не речь идет о классических европейских стилях, а лишь об органическом усвоении украинской архитектурой определенных элементов этих стилив.

В селах верхнего течения реки Уж случаются невыразимо совершенные в пропорциях бойкивськи церкви Великоберезнянського района (северная часть бывшего Ужанського комитата). Поражает мудрая сдержанность каждого верха, который, заламываясь ступенчатой пирамидой, поднимается кверху палаткой прадавньой формы. Совершенная композиция с трех зитканих с мерцающих гонтинок верхов уравновешивает, объединяет правични стихии неба и земли: стены срубов, составленные из грубезних бревен, будто вырастают из земли, а завершение с маковками и металлическими крестами уже принадлежит небесной стихии. На Березнянщини восемь давних деревянных церквей - в селах Ужок, Гусний, Сухой, Кострино, Соль, Вышка, Черноголовая, Буковцьова. Из этих восьми церквей пять - бойкивського стиля с едва заметным переходом к лемковской церкви с ее высокой башней над западным срубом бабинцем (Березнянщина является частью закарпатской Лемковщины). Три другие церкви переработаны из бойкивських на барочные. Кроме того, в районе есть еще шесть новиших деревянных церквей базиличного типа. Закарпатские бойкивськи церкви имеют большую родню на Львовщине -около пивсотни бойкивських церквей в Сколивському и Туркивському районах и еще несколько в Ивано-Франковской области и в Польши.Лемковские деревянные церкви имеют над навия и алтарем такие же шатровые пирамидальные верхи, как и бойкивськи. Наверное, это оригинальная и давняя форма в Украинских Карпатах. Над бабинцем вырастает высокая башня с развитым барочным завершением. Вследствие объединения шатровых форм и барочной башни возникло архитектурное чудо - лемковская церковь. Не осталось и следа от равномерного распределения объемов, присущий бойкивський церкви. Все сооружение - это единое динамическое движение, взлет форм с востока на мероприятие к высочайшей точке башни. Лемковские церкви, когда-то распространенные в Мукачивському, Ужгородскому и Свалявському районах Закарпатья, еще в XIX ст. большей частью заменено строящимися. Оказывало содействие этому и введение "типичного проекта" строящейся базилики, и "идеологическое давление" на выразительно национальные формы украинского искусства. Ныне сохранено лишь четыре закарпатских лемковских церкви. Из них две - классические: одна в Ужгороде, из села Шелестово, вторая - в Киевском музее просто неба, из села Плоское. Еще одна, переработанная, стоит в городе Свалява, а четвертая, тоже переработанная - в селе Русская Кучава. Ще три лемкивськи церкви з сил Обава, Глинянець и Медведивци були врятовани чеськими ентузиастами в 30-х роках и перевезени в Чехию. Лемкивщина тягнеться вздовж пивничних (у Польщи) та пивденних (у Словаччини) схилив Бескидив. На словацький Лемкивщини збереглося приблизно 25 лемкивських церков та ще близько шести десяткив у Польщи.

Богатейшая на деревянные церкви Воловецько-Мижгирська верховина. В Воловецькому районе (северная часть бывшего Березького комитата) сохранилось 15 церквей и 13 дзвинниць, в Мижгирському (северо-западная часть бывшего Марамороського комитата) - - 35 церквей и 28 дзвинниць. Это земля бойков - этнической группы украинских горцев, но властвует здесь совсем другой стиль деревянного храма - довольно поздний, что сложился под влиянием западных строящихся однонавних храмов с барочной или готической дзвинницею над входом, распространенных в долинных селах Закарпатья. шести десятков в Польши.





Вернуться назад