Дзвинници Закарпатье

Главная - Архитектура - Дзвинници Закарпатье

Чрезвычайно интересной и ценной есть группа готических деревянных церквей в долине Тисы. Церкви в селах Сокирниця, Крайниково, Да-нилово, Александровка Хустського р-на (западно-южная часть бывшего Марамороського комитата) взыскивают незабываемое впечатление. В стройном силуэте этих храмов их творцы, кажется, зафиксировали миг, когда созданное руками на земле будто одолевает силу тяготения и вот-вот взлетит отвесной стрелой в высоту. Готические церкви Тячивського района (Дубрава, Нересниця) есть немного меньшими. По долинам рек Реки и Теребли готический стиль заходит аж в Мижгирський район (Негровець, Репин-не, Сухой, Рекити, Тюшка, Обляска, Сойми, Кужбий), а также в иршавський (ивашковиця, Локоть) и Виноградовский (Новоселиця). В 1930-х годах две готические церкви из сел Нижний Поселок и Холмовець перевезено в Чехию. Закарпатские готические церкви много чем подобный готическим храмам и дзвинниць румынского и венгерского Потисся.

Своеобразным явлением есть три церкви в стиле "ампир" в верхориччи реки Тересви (северная часть бывшего комитата Мараморош), что происходят от так называемых "Saalkirche". Интереснейшая из них стояла до 1939 г. в селе Лопухово. Еще одна сгоревшая в 1971 г. в Русской Мокрой. Сохранилась единая церковь в Немецкой Мокрой, которая, очевидно инспирировала строительств двух других в украинских селах.

На закарпатской Гуцульщини (восточная часть бывшего комитата Мараморош) снова ощутимая традиция восточного культового строительства с его симметричным распределением объемов и доминирующим центральным верхом. Гуцульский стиль, подобно к бойкивського, взыскивает впечатление покоя и уравновешенности, усиленное горизонтальным ритмом сооружения. Возможно, наилучшая на всей Гуцульщини п'ятизрубна церковь содержится в с. Ясиня. Вторая гуцульская церковь стоит в Лазещини. В гуцульских селах ивано-Франкивщини несколько десятков п'ятизрубних церквей представляют все возможные вариации этого стиля, но и среди такого богатства две закарпатские церкви занимают выдающееся место, тем более, что все гуцульские церкви Франкивщини покрытые бляхой.

Церкви в селах Розтоки, Кваси, Луга, Билин, Стебний, Черная Тиса, Деловое образовывают еще один стиль закарпатской гуцульской церкви, названный чешским исследователем й. Ми-оборванцем "середньогуцульським", в отличие от "пивничногуцульського" (Ясиня, Лазещина). Большинство церквей этого стиля имеет в плане латинский крест с короткими боковыми раменами, в которых угадываются развитые рамена п'ятизрубной церкви. Основной объем -- удлиненная базилика под двухскатной крышей с низкой башней, покрытой шатром с маковкой. Все эти храмы сравнительно новые (старейший в с. Черная Тиса -- с 1836г.). Все стоят в долинах рек Белой и Черной Тисы.Деревянные 2-церкви й половины XIX и 1-й половины XX ст. можно выделить в одну группу "новых" базиличних церквей. Эти сооружения теряют ряд существенных черт, присущий старым храмам (опасение, крыльцо со столбиками, развитые завершения башен), и тяготеют к уподоблению со строящимися базиличними церквами независимо от этнического региона. Ведь за последние 150-180 лет церквей традиционных стилей уже не сооружали. Воцарился единый образец базиличной церкви. Несмотря на определенную однотипность и на более поздний переработки, все эти храмы, бесспорно, принадлежат к ценным памяткам народного строительства. Среди них отличается несколько миниатюрных церквей-часовен конца XIX или начала XX ст. Ценность этих сооружений в потому, что они донесли к нашему времени тип малых культовых сооружений небольших, отдаленных сил.

Деревянные церкви начали массово заменять строящимися в XIX ст.

Казна народного культового строительства чувствительно обедневшая на протяжении XX ст. Можно назвать три периода разрушения деревянных культовых сооружений. Первый - от начала XX ст. до 1945г., когда происходит начатая в XIX ст. замена деревянных церквей строящимися единого базиличного образца. ). За двадцатилетие принадлежности Закарпатье к Чехословацкой республике впервые было сказано о защите деревянных культовых сооружений. Впервые публикуются статьи и книги о народном зодчестве, в основному украинских и чешских учених.

Второй период уничтожения деревянных церквей начался после Второй мировой войны, в условиях СССР. Осуществлялась целенаправленная работа относительно уменьшения количества культовых сооружений в западных областях Украины (у восточных - церкви уже было почти уничтожено, начиная с 1917г.). Для достижения цели не добирали засобив.

В 1961 г. американский художник Роквел Кент посещает Закарпатье и, очарованный деревянными церквами, предлагает реставрировать их за собственные деньги, чем вызывает негодование у тогдашних руководителей. Ведь областной комитет компартии решил, что довольно иметь по одной деревянной церкви из каждого стиля!

Третий период уничтожения памяток культуры происходит, к сожалению, ныне, на наших глазах. В условиях религиозной свободы люди стремятся заменить деревянные церкви строящимися или переработать старики. Килькасотрични жемчужины деревянной архитектуры укрывают шифером, бляхой.), почти во всех действующих церквях стены внутри обшивают картоном, а зарисовывание старых иконостасов приобрело такой размах, которые можем говорить о катастрофе закарпатской иконописи.