Дзвинници Закарпатье


Дзвинници Закарпатье

ПЛАН

Раздел И. Короткая церковная история

Раздел ии. Деревянные церкви Закарпатья

Раздел иии. Дзвинници Закарпатье

Раздел И. Короткая церковная история

В 1551 г. мукачивським епископом стал Володислав. В 1613г. езуйти основали коллегию в Ужгороде и Пряшеви. Стараясь удержать единство церквей, украинское духовенство еще в 1596 г. подписало Берестейську унию. Она стала примером для верных и духовенства восточного обряда на Закарпатье, которые 24 апреля 1646 г. в церкви Ужгородского замка признали свое единство с Католической церковью. Переход церквей и мирян в унию происходил медленно. Внедрение унии оказывало содействие развитию образования и культуры, сближало Закарпатье с европейской культурой тех времен. В 1721 г. Закарпатье было уже полностью греко-католическим. Тогда в крае существовало 330 церквей, из них 11 были строящиеся, сдача - деревянные. От 1772 до 1809 г. епископом был А. Бачинський, человек тогдашнего европейского образования, большой патриот и работник на ниве украинской культуры. Усилиями А. Бачинського на Закарпатье основано свыше 300 народных школ, духовную семинарию, начато строительство епископской резиденции в Ужгороде и др. Плоды подвижницькой работы греко-католической церкви стали заметны в 1774 г., когда греко - католическое епископство отделено от католических церквей Венгрии. Тогда на Закарпатье насчитывалось уже 800 церквей, а 700 священикив обслуживали 250 тысяч верных. Мукачивське епископство обнимало тогда 13 комитатов Венгрии: Спеши, Земплин, Ша-рош, Ґемер, Боршод, Абауй Торна, Саболч, Сатмар, Уг, Берег, Уґоча, Мараморош и гайдуцьки города (Гайдудороґ, Дебрецен). Епархия включала в себя 60 деканатов. Наибольший процент верных в них представляли русины-украинцы 63,8%, румыны составляли 20,9%, венгре - 6,2%.

По смерти епископа Бачинського по разным причинам начинается постепенный упадок Мукачивського епископства.

В сложное положение попала Греко-католическая церковь после революции 1848г. Венгерские шовинисты начали мстить греко-католикам за симпатии к Австрии. С образованием Австро-Венгрии усилилось венгерское влияние на греко-католическое духовенство.

Православную веру на Закарпатье распространяли под влиянием идеи московского „месианиму” подкрепленной успешным подавлением московским войском венгерского восстания во главе с Л. Кошутом. Это также оказывало содействие распространению москвофильськой течения, главными выразителями которой стали Адольф Добрянський и о. Иван Раковський. Большой мерой вследствие деятельности И. Раковського в 1902 г. в селе иза возникшая православная община, возглавленная дьяком Андреем Владимиром. На культурном поле москвофильство провалилось, так как московский язык и литература были целиком чужие закарпатцям, но православный мессианизм повлиял на религиозную жизнь края. Обвиняя проводников православия в связях с Москвой, венгре репрессировали православных из изи (Марамороський процесс). Под влиянием этого процесса воцарились православные расположения духа в селе Большие Лучки. Народ увидел, что может мстить венграм переходя у православия. Этим воспользовались москвофильськи агенты, и на Закарпатье стараниями графа А. Бобринського были направлены внуки Добрянського, буковинских москвофилив,братьев Геровських. Венгры, не усвоив уроков с первого Марамороського процесса, затеяли в 1913г. второй, а когда в 1915г. под Карпатами стали московские войска, в Закарпатье начался террор против всего восточного и славянского. Все это создало пропасть между народом и духовенством, которое шло за властью, усилило православные расположения духа, а со временем породило религиозную борьбу, которая длилась в 1920-х роках.

В условиях Чехословакии, в 1919г. почти треть верных вышла из состава Греко-католической церкви. Православие на Закарпатье распространяли преимущественно русские священники из Варшавской русской епархии. Поток русских эмигрантов пленил Чехословакию и Закарпатье, а чешская власть поддерживала и москвофильство, и православие, чтобы ослабить позицию Католической церкви в Чехословакии. Поскольку православие на Закарпатье развивалось довольно хаотически, 1920-вдоль х лет между православными продолжительная борьба за юрисдикцию между приверженцами сербской и царгородськой юрисдикции. " Пидкарпатсько-росийська православная епархия" под юрисдикцией сербского синода окончательно была сформирована в 1929 г.

Борьба с наступлением православия ускорила процесс украинизации греко-католической церкви в 1920- 30-х годах. Распространение украинского национального сознания, деятельность украинских национально - культурных обществ и партий, деятельность А. Волошина и его окружение ускорили процесс украинизации Греко-католической церкви Закарпатье. В 1930г. религиозная ситуация на Закарпатье имела такой вид: число греко-католиков -359 167, православных - 112 034, рифм-католиков - 69 262, евангеликив - 74 179, немцев и иудеев - 102 549.Включение Закарпатья в состав Советского Союза усилило наступление коммунистического государства и его союзника. К июлю 1947г. у Мукачивськой епархии Украинской греко-католическая церковь отобрана 73 церкви. 27 октября 1947г. НКВС совершило неудачное покушение на греко - католического епископа Теодора Ромжу, а 1 ноября того же года его отравили в Мукачивський больнице. В 1948г. епископом русской православной церкви стал Макарий. Его мероприятиями и стараниями государственные власти закрыты греко-католические церкви. В январе 1949 г. начались массовые аресты греко-католических священников русской православной церкви, на греко-католицизм Московский патриархат провозгласил 25 августа 1949 г. об "...добровольное воссоединение Мукачивськой епархии с РПЦ". Запрещенная Украинская католическая (греко-католическая) церковь перешла у подполье.





Вернуться назад