Значение исследований архитектуры и градостроительство Украины сутки Гетманщины


В православном церковном строительстве выделено две четко очерченных типологических группы, которые более всего развили именно в эти пор.

Первая из них возрождает розпланувально-просторови структуры строящихся храмов Княжеских пор и несет некоторые влияния западного бароко. Эти храмы известные только в строящемся строительстве и не имеют прототипов в деревянной церковной архитектуре. Они тринавови, с трансептом, шестистовпни, хрещато-банни, багатоверхи.

Вторая типологическая группа связана с развитием розпланувально-просторових композиций, традиционных для украинского деревянного монументального строительства еще из предыдущих пор. Особенностью пор Гетманщины стало то, что храмы этой типологической группы приобрели значительное развитие как в строящемуся, так и в деревянном строительстве. Их можно распределить на два подтипа:

1 - тридильни одно- триверхи (наиболее распространенный тип небольшого приходского храма);

2 - крещатые центрични, среди которых есть подтипы: п'ятидильних одно- п'ятиверхих (реже - триверхих); дев'ятидильних с разной (как правило - непарной) количеством верхов (один, пять, девять).

Кроме этих основных типов, которые были наймасовишими и определяли картину архитектурного развития пор Гетманщины, существовали и развивались маргинальные типы православных храмов - безбанные зального типа, триконхови, тетраконхови, а также разнообразные контаминации основных типов. Прослежено генезу и эволюцию тетраконхових храмов, предложенная их классификация.

Рассмотрение культовых сооружений других конфессий разрешило сделать вывод о том, что в неправославной культовой архитектуре рассматриваемых пор властвовали тенденции ретроспективизму, особенно присущий иудейской и исламской сакральной архитектуре. Для католического костельного строительства под конец пор характерная почти буквальная ретрансляция центральноевропейских взирцив.

Для архитектурно-пластических решений зданий и сооружений рассматриваемых пор характерные:

- открытость, розимкненисть композиционных построений;

- преобладание объемных композиций над фронтально-плоскостными;

- центричность и иерархичнисть форм;

- объединение живописности силуэтов и форм с регулярностью розпланувальной построения, которое обеспечивает логичность архитектурной формы и ясность ее визуального восприятия;

- тектоника на основе неканонически (декоративно и символически) трактованного ордера;

- употребление одинаковых пластических средств для зданий всех функциональных типов: количество примененной пластики зависело только от степени репрезентативности здания.

В стилевом отношении в архитектуре Украины рассматриваемых пор четко различаются два направления:

- провинциальное ответвление центральноевропейского бароко в западных регионах;

- существенно отличную от бароко стилистику, которая развивалась в Приднепровье, на Левобережье и Слобожанщине.Стиль архитектуры пор Гетманщины до сих пор привычно называли ''украинским бароко''. Как показало наше исследование, такое определение есть некорректным вследствие глубокого феноменологичной отличия стилистики архитектуры Украины сутки Гетманщины от европейского бароко. Вопреки проникновению под конец пор барочной стилистики и даже рококо, украинская архитектура развивала собственные основы как в типологии, так и в архитектурно-пластических решениях. Поэтому стилистически архитектуру Украины сутки Гетманщины можно определить как ренесансно-бароковий синтез в условиях хронологической ретардации.





Вернуться назад