Инженерный гений рифму - колизей, пантеон


Замечательные помпейськи дома - “домуси”. Это были прямоугольные сооружения, которые тянулись вдоль двора, а на улицу выходили глухими торцевыми стенами. Главным помещением был атриум (от лат. аtrium - “закопченный”, “черный”, т.е. помещение, которое почернело от копоти), что выполнял священную функцию. Рифм при основе имел в самом центре культовую яму - “мундус”, куда все жители бросали плоды и горсть земли со своей старой родины. Приоткрывалась она лишь один раз в год - в день Подземной богини или не приоткрывалась совсем. Каждый дом повторял эту модель: в атриуме часто было отверстие в центре крыши - комплювий. Под ним находился бассейн для сбора воды, родственный мундусу, - имплювий. В целом атриум выполнял функцию “мирового столба”, что соединял каждый римский дом с небами и подземным свитом. Не случайно в атриуме стояли все важнейшие вещи: трудный сундук с семейными ценностями, стол типа жертвенника и шкаф для сохранности восковых масок предков и изображений добрых заместитель^-заместителей-покровителей-духов-заместителей - ларив и пенатов.В глазах римлянинов, подобно этрускам, дом владел своим сакральным пространством, родственным космосом. Красивым примером етруського жилья есть дом Альбиция Цельса, у которого отверстие в крыше поддерживают четыре коринфськи колона.

Но за происхождением Помпея была городом греческим. Тот же помпейський дом был одновременно проникнутый и эллинским духом. Ни в чем так ярко он не оказывается, как в удивительных перестильных двориках - небольших кусочках природы, заключенных внутри самых домов и что представляют собой будто небольшие садочки или цветники с фонтанами и нимфеями, мраморными рельефами и бронзовыми статуэтками богов, свежим, чистым воздухом и прохладной тенью от цветущих деревьев и кущив.

Внутри дома были расписаны. Прекрасно сохраненные фрески показывают, которым была обычная жизненная среда римлянина. Ранние дома (ии - конец и ст. к. н. э.) расписывали в так называемом первом помпейському стиле. Стены домов были расчерчены геометрическим орнаментом, который напоминал обкладку стен полудрагоценными каменьями. Потом этот “инкрустационный” стиль сменил “архитектурным”, вторым ли помпейським. Он был в моде на протяжении и ст. к н.э. Мастера второго помпейського стиля превращали интерьер в подобие городского пейзажа. Во всю высоту стен шли изображение колоннад, всяких портиков, фасадов будинкив.

Контрастом одноэтажных домов патрициата с их роскошью и комфортом были многоэтажные доходные дома, которые казались у найма, - в них жил римский народ, плебее.

При всех достижениях римской архитектуре присущий черты ограниченности. Тенденция возвеличивать власть императоров, направленность к масштабным преувеличениям, внешним эффектам лишь свидетельствует о кризисе Римской республики. После разгрома многочисленных повстань и завершение гражданских войн начался период стабилизации, но уже в условиях твердой диктатуры империи.

ИМПЕРСКИЙ ПЕРИОД

В конце и ст. к н.э. Римское государство из аристократической республики превратилась в империю. Первым правителем, который открыл путь к единовластию, был внучатый племянник Цезаря Октавиан, прозванным Августом (Блаженным). Цезарь усыновил его незадолго до своей гибели. Когда же Октавиана провозгласили императором (27г. к н.э.), это означало, что ему вручают высшую военную власть. Официально он все еще считался одним из сенаторов, хотя и “первым среди равных” - принцепсом. Время правления Октавиана называется принципатом Августа. Из тех пор римское искусство начало ориентироваться на идеалы, которые насаждали правители. До конца и ст. н.э. властвуют две династии: Юлийв-Клавдийв и Флавийв.

Так названный “римский мир” - время уюта в классовой борьбе, которая наступила в начале правления Августа, - стимулировал высокий расцвет искусства, рост строительства. Античные историки характеризуют период правления Августа (27г. к н.э. - 14г. н.э.) как “золотое столетие” Римского государства. С ним связанные прославленные имена архитектора Вептрувпя, историка Тита Ливия, поэтов Вергилия, Овидия и Горация.

Официальным направлением в искусстве стал “августовский классицизм”, что сделал огромное влияние на следующее развитие западноевропейского искусства. Римские художники ориентировались на больших мастеров Греции времен Филиал, но естественность греческой классики изменилась рассудочностью, сдержанностью.

Рифм приобрел совсем новый вид, который отвечает престижу мировой столицы. Выросшее количество общественных домов, строились форумы, акведуки, обогатилось архитектурное обрамление. По словам историка Светония, Август так Рифм “украсил, что по справедливости мог хвалиться, что принял его кирпичным, оставляет его мраморным”. Город поражал современников необозримостью площади - ни из одного стороны он не имел четких границ. Его предместья терялись в роскошных виллах Кампаний. Замечательные дома, колошше портики, своде и украшенные фронтонами крыши, много декорированные бассейны и фонтаны чередовались с зеленью рощ и аллей.





Вернуться назад