Классицизм в архитектуре Украины конца 18 поч. 19 ст.


Приверженец форм античной архитектуры, Томан говорил, что его театр представляет “подобие небольшого греческого храма”. Театр построен в 1809 г. близ моря хорошо выделялся среди окружающей застройки и каждый кто приезжал к Одессе морем, первой видел это сооружение. В застройке Одессы принимали участие петербургские архитекторы, такие как Ф.К. Боффо, Г.И. Горичелли, У.Козлов, Ф.К. Боффо был родом из Сардинии. За сорок лет творческой деятельности он соорудил несколько наиболее значительных зданий. Основным архитектурным акцентом есть центральная полукруглая площадь, она построена двумя симметрично расположенными вогнутыми домами. Именно эта архитектурная идея ярко выявлена в огромных Потьомкинських ступеньках. Ступеньки, памятник и улица между вогнутыми домами представляют композиционную поперечную ось бульвара, который разделяет его на две части. Бульвар ограничивают с двух сторон комплексы строений - усадьба Воронова и дом Старой биржи. Воронцовський дворец построен за проектом Боффо. Дворец имеет замечательные интерьеры, которые отмечаются декоративным богатством и художественным вкусом.Все комнаты имели паркетный пол, были обставленные английской мебелью. Архитектура дома бывшего старого здания с двумя прекрасными ризалитами и колоннадой, которая объединяет их построенной за проектом Дж. Кваренги. На протяжении первой трети ХиХ ст.. Симферополь превратился на значительный город, с характерной для раннего классицизма трехлучевой системой плана, с центральной полукруглой площадью перед собором. От времен позднего классицизма в Симферополе сохранился симнадцятиметровий обмен из светло-зеленого диорита, сооруженный 1842 г. Он опирается на кубическую основу, которая поднимается на высоком цоколе. Обелиск замыкает перспективу улицы.

Среди новых городов найбурхливише развивался Севастополь. Большую роль в планировании и застройке города сыграли военные инженеры. Севастополь возрастал очень быстро. В 1804 г. Севастополь объявили главным военным портом Черноморского флота, а со временем крепостью.

Особую деятельность по застройке Севастополя развил выдающийся флот овец и ученый М. Лазарев. В архитектуре Севастополя преобладали древнегреческие формы. В греко дорическом ордере построено в 1843 г. Петропавловский собор, который представляет собой периптер с сорока чотирьма колонами. При Морской библиотеке было сооружено так называемую башню ветров. На верхнем круге барельефы, которые изображают мифологических героев. Дом Морской библиотеки было разрушено, но башня сохранилась, к нашим дням, напоминая об архитектуре первого периода развития города.

В начале ХиХ ст.. одним из интереснейших образцов архитектуры в Льве есть большой дом, украшенный каменным рельефом резьбам. Вход дома подчеркнуто греко дорическими колонами. Главный фасад украшают рельефные античные композиции, созданные скульпторами Г. Витвер-ом и А. Шимзером.

Привлекает внимание также здание по Армянской улице, фасад которого разукрашивают шесть ионических пилястров что объединяют 2 и 3 этажа. Под окнами третий этаж выполнен пять барельефных композиций. В центре изображено Хроноса, а по сторонам - четыре поры года. Дом имеет балкон с красивой железной изгородью кузнечная работа, которая широкой полосой будто отмежевывает основу - цокольный сверх на который опирается все сооружение.

Для позднего периода классицизма характерное развитие прибыльного дома. К этой категории принадлежит построенный в 1842 г. так называемый театр С. Скарбка в Льве. Театр встроен в большую чотирьохповерхову сооружение с квартирами. Главный фасад подчеркнуто вынесением вперед портиком, который опирается на аркаду.

Влияние классицизма и определенной мерой обозначился и на народной архитектуре. Его формальные элементы проявились при планировании сел, городков, строительстве церквей. Проникновение элементов классицизма в народную архитектуру связано с характером местного строительного материала, которым на большей части было дерево.

Классицизм в архитектуре закончился в 60-х годах ХиХ ст.. Но этот рубеж очень условный, так как традиции, достижения в градостроительстве взыскивали влияние и на архитектурную практику следующих времен. Регулярная система планирования города, выдающиеся палацово парковые комплексы раскрывают богатства строительной и художественной культуры тех времен и занимают значительное место в общем культурном наследстве украинского народа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

История украинского искусства конца ХVиии - первой половины ХиХ ст. Том четвертый, книга первая 1969 г.

Очерки из украинского искусства. Первая половина ХиХ ст.





Вернуться назад