Кирилловская церковь


Кирилловская церковь

Кирилловскую церковь было построено в середине XII столетие на далекой окраине старинного Киева - Дорогожичах. Отсюда основатель церкви черниговский князь Всеволод Ольгович 1139 года взял штурмом Киев во время междоусобной борьбы за киевский престол. Для представителей династии Ольговичив храм был загородной резиденцией и родовой усипальнею. В 1194 году здесь было похоронен киевский князь Святослава - героя древнерусской поэмы „слово о полке Игоревом".

За время своего существования Кирилловская церковь знала периоды запустения, ремонты, возобновления. В 1748 - 1760 гг. на ее территории при участии известного украинского зодчего И. Григоровича-Барського были сведенные каменные монастырские здания, от которых до нашего времени сохранилась лишь часть муру с краеугольной вежкою. В результате изменений XVII - XVIII ст. древняя Кирилловская церковь приобрела современный внешний вид с характерными особенностями украинской барочной архитектуры.

В 60-х годах XIX столетие Кирилловская церковь становится в центре внимания общественности: под штукатуркой XVIII век на ее стенах была найдена фресковая роспись XII столетие. В 1881 - 1884 гг. под руководством профессора А. Прахова в храме проводятся огромные работы по расчистке фресок и возобновлению стенописи. В них принимали участие преподаватели и ученики Киевской рисовальной школы - М. Мурашка, И. Селезнев, М. Пимоненко, X. Платонов, И. ижакевич, С. Гайдук, Ф. Зозулин и т.п.. В 1884 году здесь работал Михаил Врубель. По требованию церкви открытые древние фрески были снова переписанные масляными красками. Тогда же были установлены мраморные парапеты хор и иконостас.

В мае 1929 года Кирилловскую церковь было объявлено Государственным историко-культурным музеем-заповедником. Здесь начались исследовательские работы, которые были прерваны Великой Отечественной войной.

В послевоенное время в храме велись большие протиаварийни работы по укреплению стен и фундаментов, которые деформировались через разрушение древних подземных ходов. Только после этого были продолжены архитектурно-археологические исследования, расчистку и реставрацию живописи. Музей снова открыл своя дверь для посетителей. Архитектура Кирилловской церкви хорошо сохранилась с XII столетие. Перестройки XVII - XVIII ст. оказались в перекладке части сводов, сведении четырех боковых куполов и пышного фронтона над входом, обрамлении окон и порталов лепным декором. Древние архитектурные формы четко отличаются под этими достройками. Это была тринефна триапсидна шестистовпна однобанное сооружение, извлеченное по оси мероприятие - схид. ее размеры -31 х 18,4 метра, высота - 28 метров. Старинное закомарне покрытия не сохранилось. Декор фасадов состоял из аркатурного пояска в верхней части стен, барабана и легких полуколонок на барабане и апсидах. Стены извне, наверное, были поштукатуренные, укоси окон и порталы украшала фресковая роспись. Составлено строение в технике порядовой кладки на вапняно-цем'янковому растворе.

Центральный пидбанний пространство храма - высокий, свободный, хорошо освещенный, с хорами в западной части - контрастировал с другими помещениями: полутемным нартексом с нишами-аркосолями для гробниц, хрещальнею, узкими ступеньками на хоры в толще северной стены, небольшой молельней на хорах. Особенностью храма были маленькие боковые хоры перед южной апсидой, куда велели ступеньки в толще стены алтаря.

Стены Кирилловская церковь покрыта живописью - фресками XII столетие, раскрытыми из-под масляных записей, отдельными фрагментами темперной росписи XVII век и масляными роботами XIX столиигя на участках, где фрески не сохранились. От древних фресок, которые украшали все помещение храма, осталось около 800 квадратных метров росписей, которые представляют собой ценные художественные произведения периода Древней Движении.

В пидбанний части сохранились изображение апостолов в барабане, евангелистов на парусах, полуфигуры мучеников в медальонах на попружних арках. В алтаре - "евхаристия", под ней - изображение святителей. На столбах передвивтарной арки - „благовищення", „стритення" и монументальные фигуры апостолов Петра и Павла. В центральном нефе важное место занимают изображение святых воинов, которые, наверное, отвечало запросам феодальной знати в эпоху жестоких междоусобиц. На двух стенах трансепта - многофигурные композиции „успиння богоматери" и „риздво Христоса". Среди фресок - многочисленные фигуры пророков, стовпникив, живописные орнаменты. На стенах и сводах нартекса сохранилась композиция "Страшный суд", которая, начиная с XII столетие, была распространена в древнерусской стенописи. Церковники и феодалы использовали Ее для социального угнетения трудящихся и прививание им мыслей о смирении и кротости.Для фресок Кирилловской церкви характерное объединение больших цветовых пятен - белых, розовых, голубых, оливковых. Росписи присущий выраженная графичнисть. Решая площинно одежда фигур, мастера делали акцент на лицо, создавая образы исключительной выразительности (например, фигуры святителей в северной апсиде). Богатством колорита и большим количеством жизненных деталей отмечаются сцены из „жития Кирилла Александрийського" в южной апсиде. Много изображений, например фреска „ангел, который взвивает небо", обозначенные смелостью композиционных средств. Кирилловские фрески - один из интереснейших живописных ансамблей XII век в древнерусском искусстве.





Вернуться назад