Художественная ценность Лемковской церкви


Динамику спадания высоты башен в сельских церквях Лемковщины образовано в поисках якнайкращой видповидности между содержанием христианского храма и его пластической формой.

Динамика порывания к небу, но не так элементарно выявленная, как в острых верхах и стрельчатых формах готики, а выраженная как следствие победы увенчанной крестом башни после напряженной борьбы видземих направлений с поземими - вот такая есть внутренняя напряженность и живописная энергия, присущий для стиля барокко. В формах башен каждого сруба идет такое соревнование, пока в конце концов не засияет на маковке башни ажурный барочный крест, часто над полумесяцем - символизируя стойкость и победу христиан в борьбе с агрессией магометан.Характерная для барокко кротко гнутая линия, в наймальовничиших из всех украинских форм - замечательных лемковских многоярусных и беспредельно разнообразных башнях, все время оказывает содействие победе вертикаль в их борьбе с горизонталями, пока не заторжествует вертикаля ажурного креста. Такие барочные прекрасные кресты с множеством вариянтив их грациозного рисунку представляют легкий переход от объема башни к окружающему открытому пространству.

Не только динамику спас-высоты башен из мероприятия восточнее, но и динамику порывания к небу каждой башни, после преодоления многих препятствий на пути этого направления, в лемковских церквях проявлено на свой лад.

В срубах лемковских церквей, завершенных стройными башнями, порывание к небу проходит через большие или меньшие трудности. И только после того, как эти трудности и препятствия переможено, идея жизнерадостной мальовничости, присущий для барокко, получает полноценную выразительность в формах своеобразного и психо-емоционально впечатляющего, целиком лемковского вариянту украинского казацкого барокко.

Образцы лемковского вариянту украинского казацкого ба-рокко встречаем и на Закарпатье. Рассмотрим один из таких образцов именно из Закарпатье, как доказательство того, что лемковский вклад в казну мирового искусства не остается изолированным, а имеет замечательные переходовые формы к бойкивського типу церквей и к общеукраинским тридильних храмив.

Вспомним памятку архитектуры XVIII столетие, церковь св.Николая в селе Канора из северного Закарпатья. В этой памятке присущий для мировой архитектуры насыщенность движением и живописность формы выражены в духе лемковского типа церквей, но и в довольно оригинальной творческой синтезе. И все это по-народному высказано в простых и ясных формах, понятных местной людности, целому украинскому народу и людськости целого мира.

Динамика снижения высоты башен в этой церкви села Канора, очень энергичная. Мысленная линия, проведенная через маковки крестов, в этой памятке очень близкая к найдинамичнишого со всех направлений - преклонной линии, которая представляет с поземою линией угол, близкий до 45°.

В этой памятке архитектуры порывания в высоту высочайшей башни есть также очень энергичное. От склоненной крыши опасения внизу, который объединяет все три сруба в одну целость и утверждает в долишний части здания господства поземой линии над видземою, борьба видземих Направлений с поземими щодали вверх все более усиливается

В этой памятке архитектуры есть общеукраинская тризрубнисть, объединенная общим опасением. Но есть и своя собственная логика в формировании взлета к небу, выраженному в каждой вежитрохи иначе. Есть еще и чисто бойкивська яруснисть средней башни и чисто лемковская живописность башен с формами барокко. Также есть еще лемковская асимметрия архитектурных масс, как смотреть на храм не здовж основной длинной оси из мероприятия восточнее, а из северной или южной стороны. Эту асимметрию ничто не уравновешивает, так как башня над бабинцем есть большая и несравненно тяжча за башню над алтарем. Тем не менее эту асимметрию в определенной мере замирюе поземе опасение, которое связывает целую церковь в один организм, а также объединяет все здание в одно целое еще и общее устремление всех трех башен к небу.

Одной из наилучших церквей на Засянни считаем безупречно пропорциональную и стройную да еще и очень давнее церковное здание в селе Поворозник, построенную в 1612 году.

Как сравнить среднюю башню только что проанализированной церкви в селе Канора на Закарпатье со средней башней церкви в селе Поворозник, то легко заметить, что между ними есть кое-что общее, а именно - чисто бойкивська килькаяруснисть. В Канори четыре такие яруса, а в Поворознику только три. Разность не только в количестве ярусов, а и в неодинаковом размещении их и в структуре завершуючой части башни в Поворознику, где она есть стрункиша и нижниша.





Вернуться назад