Художественная ценность Лемковской церкви


Также и высокий сруб в этих селах кое-чем отличается.

В Поворознику нет внизу опасения, существует больший наклон стен и есть немного выступающая с каждой стороны галерия. А главное значительно виразниша форма баги, с таким самым стройным увенчанием, как и на средней башне. И это такое замечательное завершение в значительно старшем здании, которое смело можно причислить к памяткам деревянной архитектуры мирового значения!

и в сели Праздничная Большая есть построенная в 1757 году лемковского типа тризрубна церковь, завершенная тремя башнями, но относительно пропорций и стрункости все же она далеко более слабая за церковь в селе Поворозник [...]

А в сели Висова, в церкви лемковского типа, построенной в 1779 году, три яруса кровли среднего сруба уже покрыто бляхой, тем не менее это не воспрепятствовало сохранить привлекательность ее трех ярусов бойкивського типа. Также и перекрытие бляхой алтаря в виде двух ярусы сделаны умело и это ничем не портит общего эффекта, тем более, что строитель, как это видно, отнесся с большим вниманием и почетом к каждому элементу башен, сделав кроткие вигиби в каждом профили кровли и энергичные вигиби в контурах куполов.

В этой церкви, если во время генерального ремонта и делалась реставрация определенных мест, это осуществлялось с большой старательностью [...]Относительно самых барочных башен лемковского типа надо отметить тот интересный факт, что такая их форма нигде в мире не встречается, и еще в бесчисленном разнообразии вариантов. Даже на одной и той самой церкви каждую башню увенчивает купол с восьмериком и банькой чем-нибудь малым и отличная. Целиком идентичных, сделанных трафаретное башен на всех трех срубах нам не приходилось видеть. Тем более своеобразных отличий имеет каждая башня каждой другой церкви. В такой же мере разнообразные и барочные кресты на этих башнях. Из точных зарисовок этих башен и, в частности, крестов, можно составлять большие коллекции.

Барочные купола, барочные кресты и образованные из них стройные лемковские башни - это есть целиком оригинальное произведение украинского племени лемкив, как и барочные киоты для отдельных образов и целые иконостасы внутри церквей. Это все представляет творческое завершение одной из локальных отличий общенационального своеобразного стиля украинского казацкого барокко. Казацким его называют потому, что его наибольшее распространение на целой Украине, с большим количеством местных особенностей и в бесчисленном числе композиционных замыслов и художественных вариянтив, совпадает именно со временами розцвиту украинского казачества. Этот стиль начал формироваться на Украине из второй половины XVI возраста и достиг наибольшего развития за ХVии-ХVШ столиттив.

Из середины XVI век, более всего в конце этого возраста, начали появляться первые ценные проявления украинского казацкого барокко, еще с признаками перехода от ренессанса до барокко. Эти проявления барокко видим не только в архитектуре, например, в декоративном завершении „круглой" башни замка XVI возраста в Остроге или в увенчании стен замка XVI, с приложениями XVII столетие, в Староконстантинови, а также и в графике книжек, особенно львовского издания после 1574 года и в издательских гербах конца XVI возраста.

Хотя розцвит украинского казацкого барокко и охватывает ХVии-ХVШ возрасты, тем не менее видголоски этого стиля случались еще и во время клясицизму, к середине XIX столетие. В мастерском творческом усовершенствовании, соответствующему требованиям нашего возраста, выдающийся украинский профессор архитектуры Д.Дяченко развивал дальше этот стиль между первой и второй мировыми войнами. В этом стили он создал замечательный ансамбль домов Киевской Сильсько-Господарськой Академии.

Итак, еще из конца XVI век и на Засянни, в церквях, начинают виникати барочные киоты для отдельных образов и иконостасы, роскошные благодаря своей нарядности и живописности.

Об украинской декоративной резьбе XVI-XVIII столиттив есть интересная работа М.Драгана, в которой дан широкий обзор творчости украинских сницарив-ризьбарив. Об этом творчестве можно скaзати, что она тесно звязана с традициями народного искусства, но вместе с тем в ней учитывается и все добытое в этом участке из целого мира [...]

Украинские мастера декоративной резьбы учитывали всемирные достижения в этой области искусства, но по-рабскому не перепевали „модни" образцы, а, базируясь на традициях и вкусах народной творчости, давали свежие, богатые и разнообразные свои собственные розв'язки, которые обеспечили оригинальность, своеобразность и самобытность украинской резьбы, более всего по сельским церквах.

В киотах и иконостасах Украины, а также и на Засянни, был общераспространенный обязательный канон, тем не менее одновременно были и поиски, а нераз и увлечение чем-то новым в этом мастерстве, было выразительно индивидуальное творчество в пределах возможного. Поэтому и на Засянни декоративная резьба в стиле барокко в каждом иконостасе в большей или меньшей мере чем-то отличалась.





Вернуться назад