Художественная ценность Лемковской церкви

Главная - Архитектура - Художественная ценность Лемковской церкви

Художественная ценность Лемковской церкви

Лемковские строительные традиции, проявленные в тридильности наиболее распространенного типа деревянной церкви, не только утверждают эту общеукраинскую характерную особенность народной архитектуры, но и продолжают ее, развивают дальше и совершенствуют на свой лад.

Это не является поверхностное механическое повторение, не обычное наследование трикамерних архитектурных замыслов, образованных уже раньше в разных историко-географических областях Украины, а наоборот, это пережитый в себе, грунтовно продуманный, опоэтизированный при участии собственной фантазии, отже глубоко творческий процес.

Это есть процесс задумування и осуществление в натуре своих собственных архитектурных композиций, в которых проявлен повагу к освященным возрастами национально-украинских традиций и вкусов

В наилучших лемковских церквях ХУии-ХУиП столиттив, таких, как в селе Поворозник -1612 года. Праздничная Большая -1757 года. Праздничная Имела - 1762 года и Чарна - 1764 года, каждая башня от земли до креста есть будто участницей вокального „трио", которая имеет свой собственный голос, свой индивидуальный тембр звучания, но выступает в гармоническом аккорде с двумя другими исполнителями этого пластического концерта.

В каждой тридильний лемковской церкви с тремя башнями есть своя особая пластическая ритмика и своя особая пластическая мелодика. Размеренное повторение не идентичных, а только подобных одна до одной башен - это есть элементарная пластическая ритмика. А убывание высоты церковных башен от высокой - над нартексом или бабинцем, через среднюю - над навия, к низкой - над алтарем, это есть пластический мотив или даже элементарная пластическая мелодия, которая имеет свое особое выражение от "fortissimo" к "poanissimo".

Высочайшая башня - это выдающаяся, особенно в сельском виде, архитектурная форма. Высокая башня е такой психо-емоциональний фактор, который стимулирует определенную реакцию со стороны зрителей, возбуждает зрительное внимание своим величием. А если эта высокая башня есть одновременно и колокольня, то она возбуждает еще и слухову внимание звуками звонов, от которых разносится благовисть. Высокая башня наглядно выражает тенденцию вверх, порождает мажорное расположение духа, вызывает душевный подъем.

Такой стимулятивний эффект действия высокой башни на людей совпадал с ее оборонительной ролею в прошлому, когда была потребность укреплять стойкость патриотичных ощущений для защиты села и целого края от агрессии врага.

Средняя башня - это есть переход от стимулятивно действующего чин-ника к фактору седативного (успокоительного. -Ред.) действие.

Наиболее низкая башня представляет своим содержанием и размером контраст к высочайшей. Будучи над алтарем, эта башня не только отвечает седативному действию места, на котором зосереджуеться молитвенное углубление верующих, а и своей низкой высотой она целиком созвучная тем унижением и страданием, из-за которых прошел Спаситель для спасения людськости от моральной гибели. Здесь, в святилище, происходит Пресв. евxаристия - таинство преобразования самопожертвования и больших человеческих мучений, доказанных к смерти, на преодоление этой смерти жизням, на утверждение этого озаренного любовью к людям жизни.

Минорное расположение духа, рожденное сдержанностью архитектурных форм, благоприятных уюту; самоуглублению, ведет к еще большему душевному подъему, чем то, которое порождают сильно действующие своим величием эффекты внешнего окружения.

Возможно, именно такой, а возможно, какой-либо подобное глубокое содержание лежит в ярко выраженной динамике спадания высоты башен в типичных лемковских церквах.

Динамика, выразительное движение пластических форм, сильно действующий через зрительное восприятие на психику, а через психику на эмоции - это есть черта, характерная для итальянского барокко, которым пришли в восхищение в свое время Франция, Еспания, Германия, Австрия, и Венгрия, Чехо-Словаччина, | Польша и Украина.

В Украине, в эпоху освободительных войн, стиль барокко особенно припал к вкусу: он отвечал духу массового сдвига украинского народа за XVII-XVIII столетий в борьбе за волю, а также отвечал наклону украинцев к мальовничости, которая способная развеселить даже и во время тяжелых переживаний, вызвать улыбку радости бытия даже и сквозь слезы.