Сакральная деревянная архитектура Покутья

Главная - Архитектура - Сакральная деревянная архитектура Покутья

Упоминаются также церкви в виде шоп, комнат. Так, деревянная церковь Василия - “в виде шопи” в с. Олешеви Тлумацького р-н.; деревянная церковь Михаила - “в виде шопи” в с. Жукотини Коломийського р-н.; в с. Рожну церковь Михаила - “давняя, построенная в виде шопи, а когда, кем - не помнят” (очевидно церкви построены значительно раньше, приблизительно в XVии ст.); в с. Гончаров и с. Большая Кам'янка - “церкви деревянные в виде комнаты без креста и копули” (построено давно).

Именно покутськи плотники на протяжении XV - XVIII ст. создали яркую и самобытную школу народного деревянного строительства. Деревянные храмы построены на покутти, отмечаются своими архитектурно-конструктивными формами и оригинальными деталями декора и особой гармонией пропорций. В этих зданиях воплощены высокие идеалы и художественные вкусы народа.

Вызывает увлечение церковь св. Михаила, построенная из “резанного дерева” в с. Печенижини, а также передмиська печенижиньська церковь Воскресения. Ценными памятником деревянной архитектуры XVIII ст. есть церковь Богородицы в Ворохти, расположенная в живописной горной местности. Она отмечается найдосконалишими пропорциями и чрезвычайно гармоническими формами. Внешним видом она напоминает церковь в с. Ясиня Рахивського р-н. - с центральным и восточным срубами, которые сохраняют еще простую чотирискатну форму покуття.

2. Генеза деревянных сооружений и их типология.

Первые сведения о сакральной архитектуре до-христианских времен и времен становления христианства мы находим в “Книге Книг” - “Библии”, в старому и новому ее завитах.

Первой культовой архитектурой можно считать жертвенники на которые приносили люди жертву цилопалення Господу: “ и выстроил Ной жертвенника Господу. И взял он из каждого чистого птаства и принес на жертвеннике цилопалення”.

Но со временем, как находим в Библии, в книге выход 25, Господь обращается к Моисею, чтобы выстроил он с сыновьями израилевыми церковь и сделал престол и кивот и другие церковные атрибуты. “И пусть выстроят Мне святыню, - и буду находиться среди них. Как все, что я покажу тебе - строения скиний и строение вещей ее, и так сделаете и сделают они ковчега с акацийного дерева, - два локтя и пол длины его...”, “... и положишь к ковчегу это свидетельство, которое Я тебе дам”. Библия нам подает также имя первого мастера, который выстроил скинию, т.е. церковь; сделал кивот и другие священные вещи.

Имя его Бецал'йл, сын Уриевий, сына Фура Юдиного племини.

Потом находим во второй книге хроник 2,3 строки: “и зачал Соломон на горе Морийя...”. Именно Соломон возникает первым человеком, который выстроил строящийся храм - дом Господа Бог.

В Новом Завете в описании тайного ужина строки: “Как Они потребляли Исус взял хлеб, и поблагословив, поломал и дал, и дал им и сказал: Примите, потребляйте, это тело Мое!”. и взял он чашу, и, совершил благодарность, благодарность им, - и пили из нее все. И промолвил к ним “Это кровь моя Нового завещания, которое за многих проливается...”. По смерти и воскресению Христоса - суть церкви кое-что изменилась.

Теперь в кивоти сохраняется “тело” и “кровь” Исуса Христоса, которую принимают в жертву Господу за человеческие грехи.

3. Художественно - конструктивные признаки храмовых зданий.

Церкви Покутья преимущественно деревянные. Очень давних среди них имело. Есть церкви, построенные в 17-18 ст., но большинство - в 19- поч. 20 ст. Как и все деревянные церкви Гуцульщини, наши церкви в подавляющем большинстве одноверхи, реже встречаются и п'ятиверхи в плане почти все они хрещани и делятся на пять типов. Согласно этому делению все они в плане образовывают крест, или же крест с сокращенным центральным срубом. Среди них есть и такие, в которых значительно удлиненный бабинець, но боковые рамена сокращены.Из обследованных свыше 50 церквей Покутья видно, что чем старше возрастом церковь, т.е., не позднее конца 18 ст., тем меньшая она за размером и в большинстве принадлежит к тем церквам, которые в плане образовывают ривнораменний крест. Церкви большей частью поставлены на краю села, реже - в центре. В таком случае церковь представляет ядро поселения. Большинство церквей обнесенные деревянным, или металлическим забором. Во многих селах возле церкви расположенное кладбище. Кое-где такой архитектурный ансамбль дополняется колокольней, которая стоит возле церкви. Как кровельный материал, используется гонта, в новейшие времена - бляха. В строящихся церквях, которые восстали последними годами на месте разрушенных или сожженных, можно заметить восточный тип церкви, тем не менее с видчутн6ими западными влияниями и элементами традиции деревянной народной архитектуры.