Сакральная деревянная архитектура Покутья


Можно предположить, что деревообробництво было одной из важнейших областей. Оно объединяло такие ремесла как плотничество, боднарстов, ризьбярство и др. Плотники сводили укрепление и мосты, княжеские и дворянские дома.

В XV - XVIII ст. покутськи плотники сводили из дерева не только жилье, а и церкви, оздоровляя профилированием, реже резьбам, соответствующие элементы конструкции.

Боднарство преобладало в Коломыи, Печенижини, Ланчини.

Почти во всех местах края работали столяре. Они для церквей создавали необходимое оборудование от карсака иконостаса и лав к таким небольшим как тетраподи, аналое и т.п..

В 1589-1616 гг. сооружено в г. Коломыи (ошибочное название Благовищинська) церковь. Согласно источникам произошло это 1587 г. за композиционными признаками, принадлежит она к крещатым в плане, образованных сечением прямокутникив.

В церковной архитектуре данного региона постоянно повторяется традиционный тип тризубного и п'ятизубного крещатого храмов. Тем не менее народные мастера всегда наделяли свои произведения самобытными, неповторимыми чертами. С большим художественным дарованием и фантазией они каждый раз по-разному применяли архитектурно-конструктивные детали, меняли пропорции обсягив.

Старинные церкви на Гуцульщини - это оригинальные произведения народного зодчества, распространенного на Украине в XVии - XVIII ст. В условиях польсько шляхетськой агрессии строились православные церкви как проявление борьбы с католицизмом и унией преимущественно за средства крестьян и мещан. Талантливые народные мастера нераз жестоко преследовались как польскими, так и окатоличенными украинскими мещанами.

Поэтому деревяни церки Покутье представляют не только большую художественную стоимость, но и историческую, они повязани с классовой и народно-освободительной борьбой трудящихся мас.

Размышлять о первоначальном состоянии сооружения не тяжело, так как за свою историю не испытала существенных изменений. По свидетельству Ю. Целевича, пережила она две реставрации - 1648 и 1767. 1845 церковь было перестроечный. Под чс перестройки кое-что изменилось. Есть видомолсти, что начиная с 1610 рядом с церковью начали основывать монастырь принадлежащий к Скиту Манявського: “... круг половины Хии ст. пошли по воле своих основателив взавидательство Скита еще два другие на Покутье ново заношенные монастыри в Товмачику и в Коломыи...”

Рядом Спасской Церкви 1587 построена Колокольня. Двухъярусное сооружение, нижнее часть которой выполнена в сруб, а верхняя - каркасная. Квадратный сруб заканчивается на равные широкого пиддаша, а верхняя каркасная часть представляет ярус голосникив.

Покутська народная архитектура способна отметиться высоким искусством и своеобразностью. Стилевые признаки ее ярчайший выступают в кильтових сооружениях, преимущественно в деревяних храмах. Хотя украинскому народу был чужой религиозный фанатизм, талантливые мастера прошлого наибольшей мерой обнаруживали свою любовь к прекрасному именно в строительстве и обрамлении культовых сооружений. Ведь в феодальные времена религия была господствующей идеологией, и коджна дело освящалось или осуждалась церковью. Кроме того церковь была чуть ли не единым местом общения людей.Старинные церковные строения Гуцульщини - ценные памятки деревянной архитектуры. В этих культовых сооружениях виддзеркалюються разные виды изобразительного искусства - резьба по дереву, живопись, в частности настоятельные росписи, выполненные с чрезвычайным мастерством народными талантливыми умельцами.

На основе описаний церковных визитаторив с 1753-1756 гг. установлено свыше 60 покутських церквей. Все они были построены в XVи - середине XVIII ст. из дерева и отмечались высокими архитектурными формами. Визитатори выделяют несколько видов сакральной деревяной архитектуры. Это, перщш за все, - трибанни церкви (Стопчатив, Молодятин, Березив Нижний, Березив Горишний, Текучая, Печенижин, Люча и др.) строения которых достигают начал XVи и даже XVи ст. О церкви в с. Акрешорах записаниный, что она “построена в 1738 г.”, а в Старых Углах построение церкви обозначено 1749 г.

Однокупольные церкви упоминаются в описаниях 1753-1757 гг. в Старых Углах, Маркивцях, Пасичний, Битку, Делятини, Космачи и других населенных пунктах не только на Покутье, но и на Гуцульщини и Буковине. И все они как и трибанни были покрыты гонтами.





Вернуться назад