Сакральная деревянная архитектура Покутья

Главная - Архитектура - Сакральная деревянная архитектура Покутья

С начала ии половины XVIII ст. украинское худоне дерево, передовсим иконостасная резьба формируется с возрастающей декоративностью, в направлении бароко. Ремисни цеха плотников и резчиков, которые предлагали заказ на сооружение и обставу храмов. Плотники, строители владели также разными техниками резьбы и профилирование.

С XVII ст. нам становятся известные мастера, которые были вместе с тем и исполнителями профильных и резных частей церквей: Илья Пантелеймон, “Григорий плотник из Дрогобыча” - надпись на матице церкви с. Воскресинци.

В XVIIст. Начинает формироваться система внешнего обрамления архитектуры Украинских Карпат. Выступления балок, так называемые “выступления”, в местах срубов украшали профилированием в виде округлых наплывов волнистых форм. А столбы моделировали ритмическим дежурством ковбикив, “диньок”, валиков, жгутив и т.п..

Гзимси, фризы, карнизы - это профилированные доски иногда соответственно резные балки.

Уникальным образцом гармонического единства архитектурных форм декоративных частей здания есть деревянная церковь св. Николая из села Живачив Тлумацького р-на., построенная 1763г., неизвестным майстром.

Сохранились скупые данные о мастерах - плотников XVIII ст.: Василий Колтика, Данил Прокопий, Павел С Битли, Матей Гилить, Лесь Ковчукив. Почти все мастера были местные, т.е. выходцы с Бойкивщини и Гуцульщини.

Профилированные столбы ганкив церквей в виде двойных балясин и ковбикив еще зустричаютьемо в селах Балинци, Олешеви, Грушци. Более всего внимания мастера предрасполагали резьбе церковных косяков, карникив, матиц, риглив и т.п..

Ризблення на архитектурных деталях церквей и колоколен Украинских Карпат мастера - строительниц применяли не так часто. Эта техника декорирования ориентирована на восприятии с близкая. В карпатской сакральной архитектуре украинцев преобладает плоскую резьба. Рельефная резьба, композиционные элементы которого изображают стилизованную растительность случается крайне редко.

Контурная резьба с выбранным фоном на конструктивных деталях схиднокарпатських церквей редчайшее явление. Из культовых сооружений Украинских Карпат выявлено на данное время уникальный случай применения такого подвида резьбы. Орнаменты составляют распространенные на карпатских территориях мотивы: “квадратики”, “хвильки”, “лесенки”, “фасульки”, “зубчики”.

Плоской выемчатой резьбам украшенные косяки церкви св. Дмитрия с. Луковиця.

Резные портами деревянных церквей вобрали разнообразия мотивов орнамента, элементов композиций этого вида художественного обрамления. Своеобразные образцы народной резьбы дают возможность проявить еще одну особенность творчества мастеров будивничих.

На деталях галерей резьбы не было распространенным видом художественного обрамления, поскольку мастера предоставляли здесь преимущество профилированным формам декора.

Обрамление резьбам гзимсив подает в монографии “Украинские деревянные церкви” М. Драган.

В старинних церквях вместо гзимку встречается строка висящих гонт, прибитых к крайней лати и вырезанных долиной в красивую зубчатую сеть. Детали описания не часто украшали ленточным орнаментом геометрических дворядкових “Зубчикив” (с. Росохач).

Арки - виризки деревянных церквей юго-восточной части Украинских Карпат украшены вейлегистим геометрической резьбам. На карнизах парапетов колоколен, под аркадой, встречаем резные ленты “пасочки - штрейфики”, двойных обратных “зубчикив”. На Покутье в церквях среди деревянного литургийного оборудования часто встречались полихрамовани ручные напрестольные и процесийни кресты, тройки, посоха, которые демонстрируют народную семантику цветов и их традиционное объединение. Раскрашиванию подлежит и придорожные кресты - фигуры.

Настоятельные декоративные росписи еще к ии св. войны можно было увидеть в сельских деревянных церквях Покутья. Древнейшие произведения росписи поч. ХиХ ст. сохранились в церкви Рождества Богородицы, село Добротив Коломийського района.