Собор святой Софии в Киеве (история сооружения и архитектурные особенности)


Составление программы росписи фресок и мозаик було соответствующей задачам. Во-первых, учитывались требования заказчика, который часто сам непосредственно принимал участие в обсуждении композиций. Во-вторых, здесь действовали церковные каноны и правила, от которых отступить было невозможно, в-третьих, эта программа разрабатывала, художественные проблемы и, главное, композицию росписи в целом. Бытует мысль, которая работой по составлению программы росписей киевского Софийского собора руководил просвитер княжеской церкви при Берестовському дворце, а со временем - киевский митрополит Иларион, который был доверенным человеком Ярослава Мудрого.

В Софийском соборе, было осуществлено три цикла изображений: первый, что трактует евангельские легенды, второй - библейские легенды и третий - житийный, посвященный главным образом „чудесами” покровителей княжеского рода - святым Георгию, Анне и архангелов Михайлу.

Роспись Киевской Софии читается слева направо и сверху вниз, как книга. На сводах собора были изображены сцены из легендарной жизни Христоса: „риздво,” „стритення”, „преображення” и прочие, которые к нашим дням не дошли. Под сводом, в за амбарах, сохранились сцены из более поздний евангельских событий: „суд над Христосом”, „розп'яття” и т.п.. Ниже, на стенах, - сцены из евангельских легенд после „воскресиння” Христоса: „зишестя в ад”, „увирування Фомы” и прочие. Из этого цикла интереснейшая композиция „послання учеников на проповедь”, что намекает на недавнее принятие христианства на Движении. Все фигуры композиции выполнено приблизительно в одном масштабе, лишь Христос больший за другие. Композиции мастерски вписанные в плоскости пивциркульних закомар и участки стен. Фрески выполняли первоклассные опытные художники, о чем свидетельствуют четкий рисунок, сдержанная, но тонко подобранная гамма.

В обрамлении древнерусских храмов Х-Хи ст. значительную роль сыграет ризьбярство. Древнерусские скульпторы - „камяносечци”, разрабатывали орнаментальный рельеф, архитектурные детали и оздоби, которые украшали христианские храмы и княжеские дворцы. В этих видах обрамления древнерусские мастера достигли высокого совершенства.

Для резного обрамления монументальных сооружений в Киевской Движении употребляли два материала - мрамор и розовый шифер. Мрамора на Движении не было, его привозили большей частью из острова Проконнесу в Мраморном море, где в то время находился известный на весь мир центр по добыче и обработке мрамора. С Проконнесу привозили и готовые изделия из мрамора - колоны, капители. Наверное, с Проконнесу везли на Русь и мраморные саркофаги, в том числе - известный саркофаг Ярослава Мудрого, что стоит в Софийском соборе. Резные проконнеськи мраморные изделия служили образцами для киевских мастеров, которые специализировались на другом, сугубо русском материале - овруцькому розовом шифере. Под Овручем издавна сводились многочисленные мастерской по изготовлению из шифера разнообразных изделий. Розовый шифер хорошо колется на плиты и прекрасно режется. Это - замечательный материал для полов, карнизов, парапетов, алтарных перегородок, которые их ставили в те времена вместо иконостасив.

Исключительно интересные орнаменты на шиферных плитах киевского Софийвського собора, которые образовывают парапеты второго этажа. Несколько их еще и до сих пор сохранилось. Каждая плита - отдельная композиция. Основной орнаментальный мотив - это плетение, вписанное у круга и ромбы. В кругах - розетки, в напоминают старинные славянские солнечные знаки, стилизованные цветы, венки. Над портретом дочерей Ярослава плита, в центре которой геральдическая фигура орла. На плитах, которые ограждают южную аркаду, видим то мелкий сетчатый орнамент, то изысканный узор из плетения, то перевитую лентами решетку с изображениями раков и рыб - карасей, сплетен, лещей, окуней. Антропоморфные мотивы в роскошной резной одежде Киевской Софии отсутствуют.

В целом данный архитектурный комплекс интересный, самобытный и нуждается в глубоком дальнейшем исследовании и почете.

Использованная литература:

Археология Украинской ССР. - К.: Научная мысль, 1975. - С. 399-401.

Асеев Ю.С. Искусство Старинной Движении. - К.: Искусство, 1963.

ивакин Г.Ю. Сказа о Старинном Киеве. - К.: Советская школа, 1982. - С.61-70.

Красильный М.Й. Софийский заповедник в Киеве. - К.: Держбудвидав УССР, 1960.Лазарев В.Н. Мозаики Софии Киевской. - Г.: Искусство, 1960.

Логвин Г.Н. София Киевская. - К.: Искусство, 1971.





Вернуться назад