Собор святой Софии в Киеве (история сооружения и архитектурные особенности)

Главная - Архитектура - Собор святой Софии в Киеве (история сооружения и архитектурные особенности)

XVII столетие ознаменовано национально-освободительной борьбой украинского народа под руководством Богдана Хмельницкого и воссоединением Украины с Россией. В 1654 году киевляне утверждали в Софийском соборе исторические решения Переяславськой совета.

В XVII - XVIII столетиях в Киеве развернулось интенсивное каменное строительство. В 1697 году большой пожар уничтожил деревянные здания Софийского монастыря. Через два года началось за указом Петра и сооружение новых каменных домов вокруг собора. Строительство длилось по 1767 год. В этот период сооружен колокольню, трапезную, хлибню (пекарню), дом митрополита, западные ворота (Ворота Заборовського), монастырский мур, южную въездную башню, Братский корпус, бурсу. В архитектуре этих зданий и во внешнем виде Софийского собора после возобновлений находим характерные особенности украинской барочной архитектуры XVII-XVIII столетий.

За типом Софийский собор в Киеве - это п'ятинефний хрестовокупольний храм из крещатым пидбанним пространством и анфиладами боковых нефов, которые его окружают.

С трех сторон Софийский собор окружают два ряда открытых галерей - двухэтажная внутренняя и одноэтажная внешняя, образованная рядами пидпружних пиварок-аркбутанив. Со временем, очевидно в Хии-Хиии ст., внешнее галерею было надвыстроено. Из мероприятия к собору, между внешними галереями, пристроено две башни, в которых широкие ступеньки велели на второй сверх - „полати”. Очень интересные две светлые зала на втором этаже, которые назначались для князя и его почету.

Главный архитектурный эффект сооружение заключается в ее сложной и вместе с тем чрезвычайно гармонической композиции. Открытые арки галерей будто связывают сооружение с окружающей средой. йх ритм связан с декоративными нишами, которые украшают фасады, полуциркульными арками окон, дверных пройомив и, в конце концов, завершениями куполов. Сложность композиции нарощуеться снизу вверх и из края в центр. Собор завершается тринадцатью главами, из которых главная, более всего украшенных, - центр всего художественного замысла сооружения.

Композиция Киевской Софии имеет динамический характер не только извне, где он подчеркивается ритмом ризномасштабних элементов, а и внутри, где многочисленные, немного затемненные арочные анфилады контрастируют с высоким и светлым под банным пространством. Значительную роль в композиции центрального пространства сыграют торжественные трифориуми с тройными аркадами, которыми завершается рукава архитектурно-пространственного креста.

В архитектурно-художественном замысле собора исключительную роль сыграет синтез искусств. Мозаики и фрески багатокольоровою гаммой укрывают стены, столбы, своды, арки и купола собора. Цветистые изображения и орнаменты с блестящим золотым фоном мозаик в центральной части храма удачно объединяются с легкими тонами фресковой росписи, которая украшает стороны центральной части, боковые нефы, галереи, помещение второго этажа и башни собора. Художественный эффект усиливают цветистые ковры мозаичных полов, резные мраморные украшения перед алтарной переограды, мраморные пороги и довирки отверстий, резные шиферные плиты, которые разукрашивают парапеты второго этажа.

Архитектурно-художественный образ Софийского собора поражает своим совершенством и не уступает перед величайшими тогдашними сооружениями мира.

Интересно отметить одну особенность Софийского собора. За размерами он не такой уже и большой. Тем не менее исключительно удачная композиция ризномасштабних элементов создает впечатление грандиозности сооружения.

Имена строителей Киевской Софии неизвестные. Но мастера, которые строили Софийский собор в Новгороде, оставили свое автографы на стене башни. Это были Крол, Ножка и Якимя. Не исключенная возможность, что они приехали в Новгород с группой мастеров, которые только что закончили строить Киевскую Софию.Киевский Софийский собор стал образцом еще для двух выдающихся древнерусских зданий: Софийского собора в Полоцке (1044-1066 гг.) и Софийского собора в Новгороде (1045-1052 гг.). Несмотря на много самобытных черт, в них ясно прослеживается киевский прототип. Обе сооружения в дальнишому имели огромное влияние на развитие архитектуры в северных и западных русских землях.

В Софийском соборе мозаики украшали лишь центральную часть сооружения, прежде всего алтарь. Интерьер разукрашивали главным образом фресками, которые не нуждались в дорогих материалах, были более простыми в выполнении и вместе с тем взыскивали огромный художественный ефект.

Стилистически фресковая роспись Киевской Софии близкий к мозаикам, все мастера работали по единому художественному замыслу и, наверное, среди них были такие, что могли выполнять мозаики, и фрески.