Архитектура передней азии (XXX - IV столетие к н.э.)

Главная - Архитектура - Архитектура передней азии (XXX - IV столетие к н.э.)

За легендой, Навуходоносор II выстроил сады для своей женщины Амитиди, мидийськой царевны, которая грустила за живописными горами и лесами родины. Сады стояли на сводах, которые опирались на столбы и мури из каменных глыб (рис.3.28). На этих сводах держались приподнятые над городскими мурами террасы. Террасы укрыли каменьями и асфальтом, а потом выстлали выжженным кирпичом и оливковой листвой, лишь бы вода не просачивалась на нижние этажи. Сверху был насыпан толстый пласт плодородной земли и взорванные неизвестные в Двухлетии дерева, кусте, цветы. Были там и уютные беседки, журчали на солнце водограй. Пышная зелень висящих садов радовала глаз среди равнины, выжженной солнцем. Под его горячими лучами армия рабов поднимала воду на террасы царского сада для глазуровки.

«Висящие сады» превзошли много других сооружений античности, больших размерами и розкишниших; они превзошли их, во-первых, оригинальностью замысла; во-вторых, совершенством и смелостью строительных конструкций, водочерпальными устройствами и, в-третьих, красотой.

Тем временем в тени стен мощнейшей крепости старинного мира - Города Городов - вырастала новая могущественная сила - Персидское царство. Крепчайшие укрепления и наиподробнее продуманные оборонительные средства не остановили этого врага. Так как мури и валы укреплений - это лишь вспомогательное средство людей, которые их защищают. Они ничего не достойные, когда воины не хотят их защищать... Вавилонянам было безразлично, который с тиранив над ними будет властвовать.

В 539 г. к н.э. вавилонская аристократия отворила перед войском персидского царя Кира городские ворота. Был казнен сын вавилонского царя Набонида Бел-шар-уцур (библейский Валтасар), который по приказу своего отца правил к тому времени в Вавилоне и старался оказывать сопротивление персам. Нововавилонское царство прекратило свое недлинное существование.Блестящего расцвета достигла в VI - IV ст. ст. к н.э. архитектура старинной Персии, которая к тому времени завоевала все страны Передней Азии (рис.3.29). Старинные персы были кочевниками, которые не имели традиций монументального строительства и архитектуры. Религия персов не разрешала изображения божества и строительства храмов, из-за чего ведущую роль в ней отыгрывала архитектура монументальных гробниц и дворцов, которые, в отличие от ассирийских дворцов, не были похожи на крепости. Персидские вельможи не жалели средств для строительства сооружений, которые должны были возвеличивать их могущество. Из всех концов империи доставляли на царские здания редчайшие и ценные строительные материалы, звидусиль сгоняли сюда умелых майстрив.

В Персии наиболее распространенными были скальные гробницы Фасады царских гробниц достигают очень больших размеров. Они довольно пышные за своим оформлением. Гробницу Дария (рис.3.30) высекли в скале на высоте 20 г, фасад ее имел вид углубленного в скалу широкого креста. Его долишню часть оставили гладенькой, а в горишний находится рельефное изображение царя, который сидит на помосте, который поддерживают мужские фигурки,

размещенные двумя ярусами. Они олицетворяют страны, которые входили в состав Персидского государства. Над главой царя - бог Ахурамазда, который благословляет правителя. Средняя часть креста занята фасадом самой гробницы; в центре - большой дверной прорез, который ведет во внутреннюю поховальну камеру, а обабич - по две колона, которые поддерживают архитрав. Форма капителей и баз повторяет колоны палацив.

Для персидской дворцовой архитектуры в отличие от ассирийской становится характерным объединение в отдельном здании кирпича, дерева и каменья. Комплекс дворцовых зданий в Персеполи (рис.3.31) поднимался на огромной террасе (450х300 м), которая была частично вырублена в скале, а частично дополненная каменной кладкой с подпорной стеной, исполинские блоки которой скрепляли железные скобы. Главный вход на террасу находился с южной стороны, где парадные ступеньки приводили в небольшой двор, в начале которого стояли величественные пропилей Ксеркса - «Ворота всех стран» (рис.3.31а, 3.32).

Особенно поражали в персидских дворцах грандиозные приемочные залы - ападани - вершина строительного искусства в старинной Персии. Ападана Дария (рис.3.31бы, 3.33) с каменными колонами высотой 18,6 г была бы способна вместить всех посетителей дворца «Украина» в Киеве.

Эта ападана по форме плана была квадратная (62,5х62,5 м) и со всех сторон имела 12-двойные колонные портики.

Стены зала толщиной 5,6 г изложенные из сирцевой кирпича, а колоны - каменные. Оригинальные капители колонн (рис.3.34) возникли под влиянием деревянных пидбалок с развилинами, которые обеспечивали лучшее опирание перекрестных балок перекрытия.

Мотивы орнаментики, которой украшали царские дворцы, показанные на рис. 3.35. Стены ступенек ападани облицованы каменными плитами, сплошь покрытыми рельефными изображениями, и завершенные зубчатым парапетом. В средней части подпорной стены, между крыльями ступенек, изображенные две группы воинов, словно охороняючих вход к царской резиденции; а в треугольниках - левы, которые нападают на быков (рис.3.36).