Архитектура передней азии (XXX - IV столетие к н.э.)

Главная - Архитектура - Архитектура передней азии (XXX - IV столетие к н.э.)

Этот мур превращался в серьезную преграду для врага, если бы он захотел взять город из кораблей. Вавилон было обнесено тройным рядом крепких крепостных мурив: первый - из неотожженного кирпича, два другие - из выжженной. Пространство между первыми двумя поясами мурив был заполненный глиной. Высота мурив - 22 г. Над стенами через каждые 44 г височили мощные башни. Общая же длина мурив достигала 18 км. Они охватывали площадь в 20 км2. В мурах вокруг города были размещены казармы, военные составы с оружием и фуражом для коней. Толщина мурив была такая, что храбрые ездоки устраивали на них соревнование на колесницах, запряженных четверней. Только для того, чтобы изготовить нужное количество выжженного кирпича для третьего внутреннего муру, понадобилось бы, за примерными одсчет, 250 современных больших кирпичных заводов (производительностью 10 миллионов штук щорик). И вдобавок вавилонские мури не были, так сказать, «голыми». Внешняя их сторона была облицована кирпичом с богатыми узорами и рельефами левов, газелей, драконов, воинов с оружием в руках. Итак разве можем после этого испытывать удивление, что старинные авторы считали вавилонские мури за чудо мира?

С внешней стороны мури были окружены рвом. Сложная система водных сооружений разрешала на случай опасности залить равнину, которая окружала город и укрепление Вавилона.

Город был застроено три- и четырехэтажными домами, которые образовывали широкие и прямые улицы, которые выходили к воротам города. Композиционной осью города являлась Дорога Процессий, которая начиналась от ворот богини иштар (рис.3.24) и вела к центру города, где располагался священный участок с храмом главного бога Вавилона, творца мира, Мардука.

Ворота богини войны и раздора и вместе с тем плодородности и плотской любви - иштар - были красивейший среди восьми других. Облицованные темно-синими кафелями с рельефными изображениями драконов и однорогов, они представляли собой могущественное укрепленное сооружение с четырьмя башнями. Дорога Процессий - двадцать четыре метра завширшки, равная, как шнур, замощеная большими каменными плитами, расчерченная на всю длину красными полосами из кирпича, была огромным открытым туннелем. Не было из него видно ни домов, ни улиц, так как обабич его стояли стены семь метров заввишки, гладенькие, без единых ворота, завершенные кружевом зубцив, между которыми на одинаковом расстоянии поднимались башни.Если бы враг получил ворота иштар, открылась бы перед ними равная, мощеная дорога вплоть до царского дворца. Но в ту же минуту из мурив и из башен посыпалась бы на него ливень стрел, копий и покатили накаленные глыбы асфальта: враг не имел бы наименьшей возможности спрятаться или убежать. Так вот этот путь был последним неприступным резервом вавилонского укрепления - настоящим путем смерти для врага.

Дорога приводила к Храмовому Городу - Есагили. Его здания были высочайшими в Вавилоне. Священный квартал отмежевывали от сдачи города крепкие мури, такие же товстенни, как и мури Вечного города. Над всеми храмами височила прославленная семиступинчаста башня Етеменанки, в которой находился бог Мардук, охранник столицы мира, которая называлась Вавилон, т.е. «Ворота божьи», так как именно здесь боги сходили на землю. Стояла она среди большого комплекса зданий - дворцов жрецов, храмовых составов и помещений для богомольцев, которые сходились сюда из всего Вавилонского государства.

Это была настоящая «искусственная гора», которая высилась над всем вокруг, будто давние ее властители. Она поднималась вверх аж на 90 г! Выстроил ее зодчий Арадаххешу. Все степени зиккурату (рис. 3.25) были сплошные: их составлено из пластов неотожженного кирпича, скрепленного намулом и асфальтом и устланной для прочности пластом камышовых мат, пропитанных битумом завтовшки почти в метр. Выжженным кирпичом пользовались лишь для облицовки сооружения.

Террасы сделаны прямоугольной формы, с немного преклонными мурами и неодинаковой высоты; на них можно было подняться тремя внешними ступеньками (одни были перпендикулярны к массиву башни и велели к входным ворота на первой степени). Стены степеней украшены нишами и выступлениями, а возможно, глазированными кафелями и фризами. Ярусы были разного цвета: черного, красного, белого, голубого. Черный означал подземный мир, красный - землю, голубой - небо. Возможно, что на первой степени в больших вмурованных сосудах росли кусты или деревца. С архитектурной точки зрения сооружение являлось идеальным воплощениям представления о горе, на которой жилы боги, и о ступеньках, которыми боги спускались к людям, а люди поднимались к богив.

Строительство башни требовало огромной, в самом деле «вавилонской», т.е. «рабской» работы. Однако из всех вавилонских чудес (вавилонские мури, Вавилонская башня, Дорога Процессий) за наибольшее чудо считали «висящие сады». Не мури, которые были исполинские да и довольно, не башню, которая была колоссальная, не Мардукив путь, который был лишь монументальный, - а сооружение, которое отмечалось всеми этими свойствами и, кроме них, еще и «чрезвычайной красотой» (рис. 3.27). Она примыкала к царскому дворцу, расположенному рядом с муром, почти вплотную к воротам иштар, на огромной террасе высотой до 30 г. Только висящие сады и северный мур царского дворца (это известно из античных письменных источников и клинописных табличек) были сведены из тесанного камня. А камень в месопотамський архитектуре - большая редкость.