Федор Солнцев - археолог и реставратор


Освятили собор 4 октября 1853 года. София Киевская явилась фактически рисованной заново. В неискаженном виде давние фрески остались только в Михайловской нави - по указанию Николая И.

С точки зрения наших современников эта реставрация является актом вандализма. При этом упрочилась мысль, которая "Ф.Солнцев несет основную ответственность за повреждение Софийских фресок, ведь на него были положены задачи руководства всем ходом возобновления[...]" и что "он мог направить работу в нужное русло и принять меры, чтобы сохранить оригинальную живопись Св.Софии". Подытоживая ход и следствия возобновляемых работ в Софии Киевской на протяжении 1843-1851 лет, Г.Вздорнов доходит вывода, которое неправильное понимание Ф.Солнцевим цели реставрации, привлечение для расчистки и возобновление фресок случайных подстрочников и простых рабочих, слабый контроль, поспешность и беспорядок сыграли фатальную ролю в истории этой давней памятки монументальной живописи (22).

Тем временем нововыявленные документы дают основания иначе оценивать участие Ф.Солнцева в реставрации Софийского собора. Из них вытекает, скажем, что дело руководства роботами обсуждалась в течение 1843 -1848 лет, но так и не была окончательно разрешимая. Очевидно, митрополит Филарет, с одной стороны, и Комитет - со второго, думали, что эта миссия положена на них. Как известно, Филарет не полюбил Ф.Солнцева со времени его первого приезда к Киеву в 1842 году. Вдобавок, митрополит был против раскрытия давних фресок, считая, что это станет заохотой староверам в их "псевдомудриях" (23). Тим-то не удивительно, что Ф.Солнцеву приходилось раз в раз обращаться к влиятельным лицам, прося их оказать содействие, чтобы руководство роботами было положено на него. И он получал такую поддержку. Известно, в частности, которая в 1843 году обер-прокурор синода М.Протасов хлопотал в этом деле перед синодом и императором. В марте 1848 года графиня Орлова-Чесменська пожертвовала на возобновление Софийского собора 50 тысяч крб. с условием, которое работ возглавьте Ф.Солнцев (24). Тем не менее в Киеве митрополит Филарет и Комитет не хотели этого. И причина здесь, по нашему мнению, состоит в старании Комитета сэкономить средства на реставрации собора. Так как же, выделяя определенную сумму на собор, синод разрешал неиспользованные средства зужити на удержание членов Комитета. Тому Комитет ради собственной выгоды стремился израсходовать по возможности меньше денег на выполнение робит.

Бесспорно, это все ставило Ф.Солнцева в затруднительное положение. Можно лишь захватываться тем, что за таких отягощающих для кармана обстоятельств, в неблагоприятном моральном пидсонни художник все же таки и дальше работал в соборе.

Следующая

На наш взгляд, участие Ф.Солнцева в историко-археологических исследованиях давних киевских памяток (Успенского собора Киево-Печерской лавры и Софии Киевской) дала положительные результаты. Историк, археолог, художник Ф.Солнцев чудесно сознавал значение памяток, с которыми ему приходилось иметь дело. Художественная ценность открытой в них живописи была для него несомненной. Он также понимал, что ни одно возобновление не может быть адекватным оригинала. Это был прогрессивный подход на фоне сугубо иконографической заинтересованности памяткой, которая отбивала официальную позицию археологических кругов.Как выясняется из архивных документов, деньги, обещанные на удержание Ф.Солнцева (1000 крб. на PJK), даже не были предусмотренные сметой. Ему платили лишь подорожные деньги (185 крб.) и суточные от синода, при этом общая сумма суточных была очень малая (от 20 до 50 крб.). В 1847 году Ф.Солнцев перерасходовал определенную ему сумму. Из его объяснение, представленного в синод, вытекает, что "он как художник должен был взять с собой ученика и нужны для выполнения работ со своего мастерства материалы". Синод "предупредил академика, но затраты возместил" (25).

Осматривая живопись Успенской церкви Киево-Печерской лавры, в которой митрополит Филарет 1840 года на собственную руку поручил о.иринархови возобновить рисование, Ф.Солнцев высказывает такие предложения: "1) вся новая живопись сделать темнишим, на всех образах золотые украшения сделать тщательнее, перспективу и пейзажи сделать более легкими и не такими резкими, равно как и фигуры в дальних планах облегчить; 2) орнаменты вместо белых написать желтыми, как было раньше; букеты цветов между орнаментами совсем уничтожить; 3) позосталий давняя живопись - портреты царей, великих князей и архимандритов осторожно вымыть и заправить" (26). Следует напомнить, что Ф.Солнцев дал эти рекомендации уже после возобновления собора. Итак первые два пункта собственное предусматривали исправление работы поновлювачив. Профессиональное видение художника оказалось в том, что он охватывал весь декор интерьера в целом, а вместе с тем делал очень конкретные замечания относительно исправления отдельных деталей.

Важнейшее, что в его советах оказывалось художественно-археологическое понимание задач реставрации давних памяток. С.Яремич так писал об этих предложениях Ф.Солнцева: "Вот голос компетентного лица и настоящего ученого, способ высказывания точный, простой и понятный - черта характера настоящего специалиста. Немногими словами он охватывает все содержание предмету. Многим, кто весьма высокой мысли о себе как о знатоке искусства, чтобы угомонить свой разрушительный запал, следовало бы поучиться у этого старого археолога, если не знаний, то по крайней мере осторожности" (27).





Вернуться назад