Федор Солнцев - археолог и реставратор

Главная - Архитектура - Федор Солнцев - археолог и реставратор

Федор Солнцев - археолог и реставратор

Художник и археолог Федор Солнцев (1801-1892) - ключевая фигура реставрации киевской старины в середине XIX век. Тем не менее его можно назвать и одним из апологетов художественной археологии.

Приехав к Киеву в 1843 году для экспертизы и реставрации мальовань Успенского собора Киево-Печерской лавры и Софийского собора, Ф.Солнцев и здесь отдается своему любимому делу - собирает старобытности, зарисовывает виды, интерьеры храмов, иконостасы, бытовые сценки (1). Его роботами захватывался Наказаний л Брюллов (2).

Художественное и литературное наследство Ф.Солнцева дает основания утверждать, что эстетичная природа художественных произведений, которые ему приходилось рисовать или реставрировать, имела для него наибольшую стоимость (3). Именно из таких позиций он подходил к реставрации киевских памяток (4), углубляя своей деятельностью значения художественной археологии не только как образовательного дела, а и как реставрационной области. Для Ф.Солнцева выявление эстетичной природы памяток, которые их он реставрировал, было принципиально важным завданням.

Введение к научному обращению неизвестного наследства Ф.Солнцева, розпорошеной по архивам и библиотекам Киева и Санкт-Петербурга, особенно на времени теперь, когда каждый новый источник из истории бытования давних святынь будет оказывать содействие оценке их исторического и художественного значения, весьма тогда, когда это касается воспроизведения разрушенных храмив.

Просмотр истории реставрации Софийского собора в середине XIX века и следующей публикации материалов о ней в "Древностях Российского государства" в контексте этих новых источников дает возможность кое-что иначе оценить взнос Ф.Солнцева в дело изучения и сохранение этой памятки и в целом у формирование теоретических основ церковно-археологической реставрации.

Возобновление стенописи Софийского собора в 1843-1853 годах, бесспорно, - наиболее печальная страница его истории. Напомним, что 1843 года на долишньому этаже храма кое-где отпал тиньк, оголив давние фрески. Протоиерей Тимофей Сухобурсов высказал допущение, которая давняя живопись есть под тиньком и в других местах собора. Для экспертизы и возобновлений новооткрытой живописи пригласили Ф.Солнцева, который в это время по поручению императора Николая и й Петербургской Академии искусств исправляла возобновленная живопись Успенской церкви Киево-Печерской лавры. В Софийском соборе он проявил давние изображения практически на всех тех участках, на которые делал пробные раскрытия. В связи с этим было решено расчистить выявленные фрески, а там где их утрачено, разрисовать стены нанову, согласовывая стиль новых мальовань с давней живописью. Федор Солнцев подал императору записку, в которой изложил свои предложения относительно реставрации собора. ,,[...] Чтобы сохранить славный храм этот в надлежащем благолепии, - пишет он, - следует бы начать поправу его во всех деталях, но так, чтобы в нем осталось неповрежденным не только все давнее, ныне видимое, но даже очистить, где можно, тиньк, который укрывает у некоторых навах давняя живопись альфреско, которым храм этот разрисовано за Ярослава; альфреско этот по возможности возобновить, и потом, где это сделать невозможно, обить стены и купола медью и разрисовать их новыми изображениями давних священных событий нашей церкви, особенно тех, что состоялись в Киеве. Живопись в этом случае должны быть греческого стиля" (5). Дальше Ф.Солнцев проонуе 11 сюжетов из истории Киевской Движении и, что очень важно, подчеркивает потребность, прежде чем браться за такую работу, составить предыдущие эскизы и подготовить профессиональных живописцив.

По указанию императора записку Ф.Солнцева прислали митрополиту Киевскому Филарету, которому при этом поручало обеспечить надлежащие условия для осуществления предложенной программы. Филарет также должен был удостоверить через епархиального архитекта, что именно надо починить в Софийском соборе и выяснить в Академии искусств, которым способом можно выполнить предложения Ф.Солнцева. Кроме того, император выдал указ о создании "Комитета по благонадежным духовным и гражданским лицам для надзора..." за реставрацией Софийского собора. Выполняя его, киевский генерал-губернатор Д.Бибиков назначил в состав Комитета статского советника Писарева, надворного советника Юзефовича, надворного советника Матюшина, делопроизводителя канцелярии киевского генерал-губернатора еремеева - людей, далеких от искусства (6).

Комитет со временем стал главным распорядителем средств, выделенных синодом на реставрацию храма. Зимой 1844 года собор осмотрел епархиальный архитект П.Спарро. Он отклонил предложение Ф.Солнцева использовать медные доски как основу для новой живописи и воднораз как защита для фресок XI столетие, отмечая что они заржавеют от постоянной влажности (7). Участие профессиональных художников в этих роботах более не обсуждалась. Вместе с тем привлекали поденщиков, которых нанимал художник-подстрочник И.Фохт.

Ф.Солнцев в 1844 году присутствовал во время раскрытия давних фресок и присматривал за роботами. Бесспорно, он нуждался в помощи профессиональных художников, но средств на удержание их не выделяли (8).Однако архивные документы свидетельствуют, что Ф.Солнцев все же таки пригласил к работе в Софийском соборе профессиональных художников С.Мартинова и М.Шурупова, но их роля в реставрации давней живописи незначительная. Так, М.Шурупов составил лишь смету работ и вместе из Ф.Солнцевим снимал копии (9). Участие С.Мартинова в реставрации Софийского собора изученная мало. Согласно выявленным документам, это был скориш за все художник-помощник Ф.Солнцева (10).