Украинская архитектура и градостроительство 16-17 ст

Главная - Архитектура - Украинская архитектура и градостроительство 16-17 ст

Новая львовская костельная архитектура ведет свое начало от 1600 г., когда начато строительство комплекса монастыря бернардинив. Автором проекта костела, как считают на основании его стилистических особенностей, был Павел Римлянин, а велели строительство его партнер Амвросий Благосклонный и Андрей Бемер, которому выпало завершить ансамбль. В плане костел принадлежит к найраниших местных памяток готической школы - он имеет подчеркнуто удлиненный алтарь и прямоугольную наву. В завершении фасада А. Бемер отошел от первоначального замысла и не очень удачно соединил классическую простоту стен с маньеристичним североевропейской редакции завершением фронтона с акцентом на скульптурной декорации. Ему же принадлежит башня-колокольня на дворе костела.

Практически одновременно с костелом бернардинив, строящимся в традициях итальянской архитектуры середины XVI ст., в Льве тривало строительство первой на местном грунту сооружения стиля бароко - костела езуйтив. Построенный за проектом иезуитского архитектора Джакомо Бриано 19, он перенес к Львову римское бароко в его иезуитском варианте и через то выглядит довольно одиночно для того времени не только в городе, но и на украинских землях.

На местном грунту, естественно, дольше держались уже апробированные приемы и схемы, которые, в частности, потверджуе построенный после 1616 г. доминиканский костел св. Марии Магдалины вне мурами города. Своеобразность местной интерпретации сохраняет и приписываемый Яну Покоровичу барочный костел св. Михайла монастыря кармелитов босих.

Из храмов первой половины XVII ст., бесспорно, виднейшим есть приходский костел св. Лаврентия в Жовкви, построенный за проектом архитектора Павла Счастливого. Монументальное сооружение крестовое в плане, с куполом на очень низком барабане над середхрестям, стены завершает карниз с триглифами и скульптурными метопами, центральный вход акцентирован скульптурным гостролуковим порталом с вписанными у него фигурами святых, выполненными в невысоком рельефе. Стены в интерьере почти лишены декорации, богатым скульптурным обрамлением отмечается лишь касетонований купол. К характерным образцам тогдашней костельной архитектуры принадлежит храм монастыря бернардинив в Сокали, сооруженный за проектом Б. Авелидеса (1604 - 1619). Из скромниших за характером реализаций можно вспомнить перестройки с достройкой двух часовен с колокольней Тройцького костела в Олеську, достройки часовен к замковому костелу в Бережанах, приходский костел (ныне церковь) в Золочеве, приходский костел св. Дороти (1605) в Тулиголовах близ Львова.Важным реґионом развития храмовой архитектуры западной традиции в первой половине XVII ст. постоянная Волынь. Иезуитское строительство, которое так ярко оказалось на львовском грунту, на территории Волыни репрезентованное построенными за проектом того же Дж. Бриано костелом и коллегиумом в Остроге, которые не дошли к нашему времени. Ярчайший памяткой иезуитской архитектуры на Волыни есть запроектированный Дж. Бриано костел св. Петра и Павла в Луцке (1606 - 1610) с активным пластическим моделированием фасада (первоначальный интерьер не сохранился). 1627 г. начато сведения костела бернардинив в Збараже (перестроечный в XVIII ст.). К виднейшим католическим храмам Волыни принадлежит сооруженный в 1635 - 1640 гг. за проектом Б. Молли и Л Маливерни монументальный Тройцький костел в Олици фундаций литовского канцлера Альбрехта Станислава Радивила. В 1641 - 1642 гг. сооружено со временем значительно перестроечный Тройцький костел в Затурцях. Кое-что отдельно в наследстве архитектуры западной традиции стоит п'ятиверхий Тройцький монастырский костел в Межиричи Острожскому, п'ятиверхий силуэт которого подражает замковой Богоявленську церковь в Остроге. На этом основании его нередко трактуют как перестроечное сооружение XV ст., тем не менее францисканськи издания первой половины XVII ст. подают его как новую фундацию князя Януша Острожского. Рядом с межирицьким к важнейшим образцам костельной архитектуры Волыни принадлежит также костел монастыря доминиканцив в Пидкамени.

В первой половине XVII ст. активно развивалось костельное строительство на Тернопольщине. В 1589 - 1590 гг. построено Успенский приходский костел в Язливци. Под опекой Сенявських от 1600 г. сооружался приходский костел Рождества Богородицы в Бережанах, от 1630 г. - костел св. Николая местного монастыря бернардинив, а от 1644 г. - приходский костел Успиння Богородицы в Бище. Приходский костел сооружен в Гусятине. 1627 г. заложено перестроечный в середине XVIII ст. костел бернардинив в Збараже.

В рамках рассматриваемого столетия костельная архитектура известная и на территории Киева, тем не менее сооруженный здесь приходский костел был уничтожен во время Освободительной войны, а доминиканский пруд над церковью. На Киевщине нередко строились небольшие однонавни костелы соответственно нуждам немногочисленных католических приходов.

На Подолье 1603 г. начато строительство костела Усекновения главы Иоанна Предтечи в Хмельнике (перестроечный), 1595 г. сооружен костел св. Флориана в Шаргороди (перестроечный). 1610 - 1617 гг. сооружен костел езуйтив в Винницы, со временем основательно перестроечный. Во второй половине XVI - первой половине XVII ст. продолжительное развитие доминиканского костела в Каменце-Подольском.

Рядом с оборонительной архитектурой строящееся костельное строительство первой половины XVII ст. стало тем направлением, в котором особенно ярко проявилось присутствие на украинских землях западноевропейской традиции. Естественно, что ярчайший она выступает на западных землях, включительно с Закарпатьем.